Проблеме финансовой грамотности населения был посвящен специальный `круглый стол`, состоявшийся в рамках прошедшей в Петербурге выставки `Финансовый супермаркет`. По мнению большинства участников финансового рынка, представляющих как государственные, так и частные структуры, слабая осведомленность граждан мешает, прежде всего,
развитию рынка.
На предыдущем `Финансовом супермаркете` президент Национальной лиги управляющих Андрей Подойницын отметил: `Граждан, у которых есть накопления, становится все больше. Но по эффективности использования этих накоплений у нас одна из самых низких в мире систем. А отсутствие информации приводит к кризисам на пустом месте`.
Не случайно выставка, которая проходит в Петербурге уже не в первый раз, изначально рассматривается участниками не как торговая площадка, а мостик к потребителю, возможность для информационной и рекламной работы.
Накануне выставки были обнародованы любопытные данные, полученные несколькими социологическими компаниями относительно осведомленности граждан России в особенностях работы тех или иных секторов финансового рынка. Так, исследователи установили, что более-менее внятное представление о работе бирж и фондового рынка имеет лишь каждый четвертый житель страны, в то время как в развитых странах мира повседневная работа с акциями является нормой для большинства граждан.
Многие представители частных компаний постепенно приходят к выводу, что финансовым просвещением потенциальных клиентов следует заниматься самостоятельно - государственных программ такого рода, на появление которых надеялись, в частности, участники пенсионной реформы, ждать не приходится. Вопрос - в поиске эффективных каналов для информирования населения.
К примеру, управляющие компании крайне редко рекламируют свои услуги через самые массовые СМИ - телевидение и радио, и это, разумеется, не случайно. Коллективные инвестиции - услуга для `думающих` инвесторов - тех, которые склонны принимать решение по итогам более-менее глубокого анализа рынка. Соответственно, `лобовая атака`, к которой в большинстве случаев сводится аудио- и видеореклама, в данном случае едва ли будет эффективной.
К такому выводу большинство УК пришли, перепробовав различные способы размещения своих промоматериалов. Те из них, кто все-таки остались на телевидении, вполне отдают себе отчет, что эта работа ведется не столько ради продажи конкретной услуги, сколько для продвижения брэнда.
- Для нас основные каналы продвижения своих продуктов - Интернет, печатные издания, а также обучающие программы, - говорит пиар-директор УК `Доход` Юлия Орлова. - Из СМИ мы отдаем предпочтение деловым изданиям, которые позволяют привлекать пайщиков высокого уровня.
С аналогичными оценками выступали представители и других управляющих компаний, участвовавших в выставке. По общему мнению, именно печатные и сетевые издания дают потенциальным клиентам возможность получить максимум информации для принятия решения.
В то же время на рынке коллективного инвестирования остается достаточно нюансов, понятных профессионалам, однако вызывающих затруднения у обычных граждан.
Так, начальник отдела контроля за коллективными инвестициями петербургского регионального отделения ФСФР Виктор Барилов подчеркнул, что неквалифицированному инвестору трудно отличить паевые инвестиционные фонды (ПИФ) от общих фондов банковского управления (ОФБУ), тем более что последние активно используют терминологию первых.
Тем не менее между ними существуют достаточно серьезные различия, в том числе в условиях контроля со стороны регулирующих государственных органов, поэтому потенциальным клиентам стоит глубже ознакомиться с нюансами обеих форм коллективного инвестирования, прежде чем принимать решение в пользу одной из них.
Представители государственных органов считают, что требования и к паевым, и к банковским фондам должны быть одинаковыми, однако когда это чаяние станет реальностью - вопрос, не имеющий ответа. Сами же участники рынка, по понятным причинам, не в состоянии публично разъяснять потенциальным клиентам такие тонкости.
Управляющий региональным отделением Пенсионного фонда России Наталья Гришкевич отметила, что в вопросах пенсионного инвестирования среднестатистический гражданин остается исключительно пассивным и не разбирается даже в основных понятиях рынка: что такое негосударственный пенсионный фонд, а что - управляющая компания, и чем они отличаются друг от друга?
`Мы пытаемся, в том числе, через рассылку так называемых писем счастья, приучить население к более активному и осознанному поведению в рамках пенсионной системы, - отметила госпожа Гришкевич. - Однако пока эта задача решается достаточно медленно, хотя с каждым годом число обратившихся в Пенсионный фонд будущих пенсионеров, желающих разместить свои деньги через
управляющие компании и негосударственные фонды, увеличивается. За четыре года реформы к участию в этом процессе в нашем регионе подключились уже 77 тысяч человек, а только за 10 месяцев этого года с заявлениями о размещении накопительной части пенсии обратились 18 тысяч человек`.
|