Проект создания морозостойких и сверхпрочных марок стали, который реализован в Петербурге в виде государственно-частного партнерства (ГЧП) и завершен в декабре
2006 года, признан успешным. Об этом заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Министр признал, что именно ГЧП - эффективный инструмент создания инновационной продукции для решения народнохозяйственных проблем, который целесообразно использовать и в дальнейшем для финансирования научно-производственных разработок. В реализации проекта `Металл` участвовали коллективы ряда научных организаций Петербурга и заводов-производителей. Среди них - ОАО `Северсталь`, `Череповецкий сталепрокатный завод`, `Выксунский металлургический завод`, ООО `ОМЗ-Спецсталь` и ФГУП ПО `Севмаш`.
Буровые для Арктики
Гендиректор ФГУП ЦНИИ КМ `Прометей` Игорь Горынин пояснил, что финансирование велось из нескольких источников. Из федерального бюджета выделили 200 млн руб., которые были потрачены на оплату проектных разработок. Иными словами, государство взяло на себя технологические риски при доведении научных идей до создания инновационного продукта, пригодного к внедрению на производстве.
Остальные виды рисков, связанные с выпуском новой продукции на отечественных заводах, взяли на себя частные компании. Проект стартовал в 2003-м, а в декабре начат выпуск новых сортов металла.
Потребности в выпуске морозостойкого листового проката, сварочных материалов и штрипса для изготовления магистральных труб на рынке РФ в 2007-2009 гг. эксперты оценивают в 1,5 млн тонн, а в 2010-м - до 9 млн тонн в год. Такой металл нужен для разработчиков шельфовых нефтегазовых месторождений на Севере РФ, в том числе - Штокмановского.
Объем продаж инновационной продукции в ходе выполнения проекта превысил 1,4 млрд руб. Около 74 тыс. тонн новой стали поставлено для МЛСП `Приразломная`, выполняются контракты на поставки стали для строительства буровой установки `Арктическая` и стационарных буровых платформ фирмы Moss.
Трубы для ОАО `Газпром`
Следующим этапом развития исследований предполагается проект ГЧП на 2007-2012 гг. `Магистраль`, основная цель которого - создание высокопрочных труб большого диаметра для магистральных газонефтепроводов России. Отдельная тема - разработки труб для прокачки углеводородов под высоким давлением.
Инновации помогут снизить материалоемкость проектов, в частности ОАО `Газпром`, в котором намереваются поднять в перспективе давление в системе трубопроводов. Для этого сегодня на рынке - трубы с повышенной толщиной стенок. За счет использования спецсталей их вес можно уменьшить, а надежность, наоборот, повысить.
Нельзя сказать, что реализация подобных проектов проходит в РФ без проблем. Однако ценность петербургского опыта именно в том, что он показывает пути их решения. Например, как при создании и коммерциализации закрепить права на интеллектуальную собственность между участниками проекта.
В дальнейшем, как сказал А. Фурсенко, предстоит разработать механизм взаимной ответственности партнеров по ГЧП. В проекте `металл` государство, по сути, выделило субсидии ученым. Пока речь идет о сравнительно скромных суммах, которые можно найти в масштабах министерства, это терпимо. Но при привлечении средств Инвестфонда в подобные проекты понадобится создание системы госконтрактов, которая предполагает взаимную ответственность участников проекта.
Кто не рискует, тот не пьет шампанское
Руководитель и генеральный конструктор ЦКБ морской техники `Рубин` Игорь Спасский указал на необходимость системы управления рисками при реализации ГЧП. Потому что сегодня учитываются далеко не все риски, которые несут участники программ. По мере роста их масштабов увеличится доля макроэкономических рисков. Например, поведение иностранных партнеров. Скажем, в ОАО `Газпром` при разработке месторождений Штокмановского месторождения отечественным поставщикам отведено пока около 30% объемов закупок.
Так происходит, потому что в РФ увеличивается зависимость от западного оборудования. Его продажи могут быть связанными. В результате заказчик, на которого ориентировались при реализации инновационного проекта, вынужден проводить тендеры на поставки труб на заведомо проигрышных для отечественных заводов условиях.
А. Фурсенко согласился, что систему управления рисками ГЧП нужно совершенствовать. Инфраструктурные риски не должны превышать инновационные. Как показывает практика, на Западе сначала появляются новые технологии, а вслед за ними начинается поиск инвестиций для освоения рынков сбыта. В России есть аналогичный пример - нанотехнологии. Отечественные разработчики пошли на риск, стали их развивать и сейчас приступили к расширению сбыта готовой продукции.
Для государства принципиально важно определить, в каких отраслях инновации способны обеспечить прорыв в развитии народного хозяйства. Там и целесообразно создавать ГЧП.
Проект `Металл` попал в поле зрения министерства, потому что слишком многие технологии в РФ тормозит качество отечественной стали. Металла на внутреннем рынке вроде бы много, а спецсталей с определенными свойствами - дефицит.
Руководство заводов, участвовавших в проекте, осознает, насколько востребована такая продукция в РФ. Точка зрения специалистов такова: будет государство участвовать в проектах, которые связаны с производством спецсталей, или нет, они все равно будут реализованы. В частности, создание многослойных композиций металлов, к которым предъявлены особые требования на излом и вязкость, для морских буровых установок в Арктике.
Однако эффективность таких проектов повышается при использовании механизмов ГЧП, потому что позволяет ускорить научно-исследовательские работы и повышает ответственность за их результат. Кроме того, участие государства косвенно влияет на поведение монополистов. Гарантий сбыта новой продукции это не дает. Но заметно повышает интерес, в частности, нефтяников и ОАО `Газпром` к развитию программ импортозамещения. А значит, снижаются общие затраты на инновации и инвестиционные риски выпуска новой продукции.
Это справедливо и при реализации других инновационных VIP-программ. Проект `Металл`, о котором шла речь, - один из трех федерального значения, в которых участвовали ученые города на Неве в рамках ГЧП. Два остальных (создание светодиодов и переработка твердых отходов) также могут быть признаны модельными для РФ.
Инвестиции в проект ГЧП `Металл` в 2003-2006 гг., млн руб.
Бюджетные средства РФ 200,0
Внебюджетные средства 433,2
В том числе:
ОАО `Северсталь` 348,0
ФГУП ЦНИИ КМ `Прометей` 15,5
ОАО `Выксунский
металлургический завод` 69,7
|