Еще недавно в Ленобласти думали-гадали, вступит ли в силу новая редакция Лесного кодекса с начала будущего года. Но вот туман рассеялся. Заявления ряда сенаторов Совета Федерации о том, что они поставят при голосовании `шлагбаум` на пути принятия документа, оказались бурей в стакане воды.
Теперь региональным властям, судя по всему, придется столкнуться на `лесной тропе` с рядом финансовых и организационных проблем. Не избежит их и Ленобласть, которой Федеральное агентство лесного хозяйства должно передать 27 лесхозов, 965 объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры.
Парад необеспеченных мандатов
Уже сейчас, по мнению ряда экспертов, очевидно, что к 1 января 2007 года центр не успеет подготовить документы, необходимые для передачи и приемки полномочий в сфере лесного хозяйства. Кроме того, из федерального бюджета предполагается выделить субъектам на эти цели лишь 6 млрд руб. А расчеты регионов подтверждают необходимость дополнительного выделения еще 9,5 млрд руб.
О нехватке финансовых ресурсов на исполнение перераспределяемых субъектам мандатов шла речь и на совещании по разграничению полномочий в правительстве Ленобласти. Прозвучала, например, такая цифра. На зарплату работников лесхозов предполагается направить с федерального уровня лишь 20-30% необходимых для этого средств. Остальные придется изыскивать в местном бюджете, который принят в бездефицитном варианте и тем самым ограничен в наращивании расходов.
Подобная ситуация возникает не в первый раз. Центральные органы власти, перекладывая на плечи регионов все новые и новые функции, не всегда обременяют себя их финансовым подкреплением.
С 2005-го по 2006-й доля субвенций, перечисляемых центром на выполнение субъектами новых полномочий относительно их общего объема, увеличилась с 9,7 до 18,1%. То есть почти удвоилась. Рост ассигнований по валу -налицо. Но в самой структуре этих субвенций зияет достаточно много дыр. Так, области пришлось привлекать собственные средства на содержание переданных ей профтехучилищ, предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг федеральным льготникам, ветеранам войны и инвалидам.
Действуя по принципу `полномочия отдельно, деньги отдельно`, часть министерств и ведомств освобождается от забот, часто связанных с судьбами конкретных людей. Субъекты РФ при этом получают необеспеченные мандаты, а дальше начинается поиск, как их сделать реально действующими.
Службе занятости - рабочие места
С будущего года на региональный уровень передается и служба занятости населения. В области ее кадровый потенциал на сегодня - 437 человек. В регионе, где уровень безработицы невысок (в среднем - 1% от численности трудоспособного населения), просчитали передаваемые ресурсы и решили обойтись вчетверо меньшим персоналом. При этом возникнут вопросы трудоустройства людей, выплаты им денежного содержания.
Этим могли бы сейчас заняться федеральные структуры, до которых доведена позиция региона. Однако не похоже, чтобы они взяли на себя соответствующие заботы.
Интересно, что, передавая штаты, центр не спешит, например, одновременно отдать области головной офис службы на Трамвайном проспекте Петербурга. Не зря руководитель областного КУГИ Александр Дрозденко на совещании по передаче полномочий отмечал, что часть из них передается не только без денег, но и без имущества. А ведь той же службе занятости, для исполнения возложенных на нее функций, нужны рабочие места, компьютерная техника.
Всего на содержание службы с федерального уровня поступит 224 млн руб. Часть средств готова добавить область. Однако ресурсный дефицит все равно сохранится. Область, в принципе, готова сформировать свой орган по координации работы службы занятости. Принятие такого решения сдерживают опасения, что в конце концов области передадут федеральную управленческую структуру в субъекте.
Охранять плотву с берега?
По мнению вице-губернатора Ленинградской области Александра Яковлева, позиции центра и регионов часто не совпадают из-за применения федеральными и региональными органами разных методик расчета объемов необходимого финансирования. По идее, в таких случаях руководству субъекта РФ виднее.
Но на практике регионам крайне редко удается доказать свою правоту в определении оптимальных объемов финансового обеспечения передающихся полномочий. В результате процесс передачи и приемки новых функций становится все более затратным для субъектов.
Иногда дело доходит до курьезов. Центр, к примеру, намерен передать области полномочия по охране ее промысловых рыбных запасов. Выделяемые на это ресурсы - 3 млн руб. Штат инспекторов, которым поручается охранять местную плотву и ершей, составляет 11 человек. При такой незначительной численности отсутствует и организация - получатель бюджетных денег.
Кроме того, крайне скромная сумма на выполнение соответствующих функций едва ли достаточна для закупки транспортных и других средств патрулирования водных объектов. Что же, инспекторам с берега преследовать браконьеров, оснащенных современными катерами?
Учитывая возникающие серьезные проблемы, губернатор Валерий Сердюков решил создать авторитетную комиссию. Ее цель - внимательно рассмотреть ход передачи полномочий сквозь призму каждого комитета и отрасли. Своевременное решение. Время вывести заблудившиеся было в лесу полномочия на дорогу с четкой финансовой и хозяйственной перспективой.
|