На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал новый Лесной кодекс, который открывает дорогу вертикальной интеграции отрасли.
Власть устала от той анархии, которую вносят в лесную иерархию небольшие частные компании. Потому введен новый порядок передачи лесов в аренду и перераспределены права на управление лесами между уровнями власти. Авторы реформы, по-видимому, ожидают на рынке волну слияний и поглощений. И на всякий случай притормозили с введением частной собственности на лес.
Космический мониторинг рубок леса показал: нередко нелегальные заготовки древесины вели при попустительстве чиновников, призванных следить за использованием и восстановлением леса. При прежней системе управления порядок навести было сложно. И Федеральное агентство лесного хозяйства разделили на две части: надзорную (она остается жестко централизованной) и хозяйственную.
При этом значительно расширены права местной власти, что, в принципе, правильно: леса, инфраструктура и логистика заготовок древесины в каждом регионе разные.
Правда, особо разгуляться субъектам РФ не получится: сначала предстоит выработать общую систему координат, принять технические регламенты. И только потом на местах смогут установить свои правила регулирования рынка.
Новый закон - непрямого действия. Потому предстоит принять свыше сотни подзаконных актов, на что отведено 7 месяцев, начиная с января 2007 года. Скорее всего, ни федеральные чиновники, ни местные власти не уложатся в этот срок. Первым предстоит массовая пересадка из одних кабинетов в другие. В связи с этим несколько месяцев уйдет на выяснение, кто и за что должен отвечать. Потом федеральные чиновники возьмутся за изучение тех предложений, которые поступят из регионов. И, наконец, дойдет дело до специалистов на местах...
Значит, больше полугода, а то и весь 2007-й, заготовители и переработчики леса будут жить по временным правилам, и это может затормозить приток инвестиций в лесопромышленный комплекс России. Особенно с учетом перспективы ревизии старых контрактов на лесозаготовки. Даже самые крупные компании, по сути, перейдут в положение субарендаторов. А это ограничит привлечение заемных средств лесозаготовителями.
Наконец, бизнес вынужден будет нести часть расходов на лесовосстановление и обустройство инфраструктуры при заготовке древесины. С учетом ряда факторов, включая порядок проведения аукционов на выделение лесных угодьев, в которых теперь могут участвовать и лесные брокеры, увеличится стоимость сырья для переработки.
Первыми отреагировали на это оптовые продавцы бумаги, проведя очередную индексацию расценок на свою продукцию раньше обычного срока и чуть выше подняв планку цен. В дальнейшем по мере легализации рынка внутренние цены на продукцию из древесины в магазинах могут расти темпами, опережающими инфляцию.
Одновременно начнут складываться предпосылки для вытеснения мелких компаний с рынка крупными игроками. Структура ЛПК станет проще и понятнее инвесторам. В 2008-2010 гг. отрасли предрекают невиданный подъем. Но мало кто из экспертов замечает, что все эти перемены в первую очередь придется оплачивать рядовому потребителю.
|