Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Тающие льдины заменит `Полярный Одиссей` - ЭиВ N 46 (632)
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
Тающие льдины заменит `Полярный Одиссей`
No. 46 (632) 04.12.2006
Нелли ЕФИМОВА
На научно-практической конференции в Петербурге, посвященной изучению и освоению Арктики дрейфующими станциями, был представлен инновационный проект `Полярный Одиссей`. В его основе - идея организации серии дрейфующих полярных станций в северных высоких широтах на специально разработанных научно-исследовательских судах.

Сегодня ученые многих стран ведут исследования Арктики различными способами: с помощью авиации, на ледоколах, снаряжая подводные экспедиции. Начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Росгидромета Владимир Соколов считает, что эффективнее всего проводить наблюдения с дрейфующих станций на льдине.

Идея создания такой станции была реализована в 1937 году, когда на льдину вблизи Северного полюса была высажена экспедиция `СП-1` (папанинская станция). Отечественные ученые на протяжении почти семи десятилетий на мобильных станциях, обустроенных на льдинах, вели ледовые, океанографические, метеорологические наблюдения, наблюдения за экологией.

Но сейчас в высоких северных широтах резко изменилась ледовая обстановка и трудно найти льдину для обустройства дрейфующей станции. Данные спутников за последние 30 лет показывают заметное сокращение ледяного покрова в Северном Ледовитом океане. Ученые считают, что через полстолетия в Арктике вообще не будет льда.

Причина изменения ледяного покрова широко обсуждается. Одни ученые объясняют такой факт глобальным потеплением климата. Другие - тем, что атмосферные потоки оттесняют льды от российских арктических берегов.

В то же время значение Арктики не только для российской, но и для мировой экономики возрастает в связи с надвигающимся энергетическим кризисом. Перспектива добычи за Полярным кругом природного газа все больше приобретает реальные черты. Не случайно назвали наступившее столетие западные эксперты веком Арктики.

В связи с этим ряд наших ученых пришел к выводу, что в нынешних условиях для исследований высокоширотных районов можно применить специальные дрейфующие суда - `арктические челноки` многоразового использования.

Впрочем, эта идея не нова. Впервые она была выдвинута в середине XIX века российским океанографом Николаем Шиллингом, а реализована Фритьофом Нансеном, совершившим в 1993-1996 гг. на борту судна `Фрам` беспримерный дрейф через Арктический бассейн. В сороковые годы прошлого столетия практически одновременно с папанинской станцией в Северном Ледовитом океане работала экспедиция на борту советского ледокольного парохода `Седов`, попавшего в вынужденный дрейф в море Лаптевых.

Сейчас речь идет об инновационном подходе к созданию специальных дрейфующих судов нового поколения, имеющих большую степень автономности, безопасности и энергообеспечения.

По оценкам ряда специалистов, научный эффект может быть усилен при одновременном использовании нескольких таких дрейфующих судов для обеспечения наблюдений на больших акваториях.

На конференции рассматривались технические предложения по программе `Российские полярные одиссеи`, сформулированные в Карельском Морском центре, который на протяжении двух десятилетий ведет работу по изучению и возрождению исторических традиций российского судостроения.

Бизнес-концепцию судна разработал ЦНИИ технологии судостроения (Петербург). Космический НПЦ имени М. В. Хруничева и НПО имени С. А. Лавочкина предложили оборудование для энергообеспечения и современную научную аппаратуру.

Рекомендованные Карельским морским центром `арктические челноки` принципиально отличаются от судов, работающих в высоких широтах в настоящее время. Они позволят проводить самые сложные научные программы исследований и предоставят безопасные и комфортабельные условия для проживания и работы исследователей.

Председатель Карельского отделения Российского Географического общества Николай Филатов оценивает строительство головного судна в 10 млн у. е. Но средств нет даже на ТЭО. Идеологи проекта рассчитывают на интерес к нему со стороны федеральной власти.

Президент Арктической Академии наук, председатель секции геополитики и безопасности РАЕН Валерий Митько считает, что данный проект должен войти в национальную программу устойчивого развития Арктической зоны России. Но он убежден, что, прежде всего, России нужно иметь арктическую доктрину.



Другие материалы рубрики
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
08.12.08Коротко
08.12.08Арктические «лабиринты»
Страны-конкуренты России не намерены отказываться
от богатых нефтью и газом акваторий Северного Ледовитого океана
08.12.08Штокман нашел нишу для малого бизнеса
10.11.08Пожарная рокировка
С 1 января в России пожарных инспекторов заменят пожарные аудиторы
10.11.08Коротко
13.10.08Коэффициент нагрузки
13.10.08Перспективы пока туманны
В Великом Новгороде в рамках выставки `Город. Ресурсы. Энергетика` состоялась первая межрегиональная конференция `Энергоресурсосбережение. Опыт и перспективы`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru