На научно-практической конференции в Петербурге, посвященной изучению и освоению Арктики дрейфующими станциями, был представлен инновационный проект `Полярный Одиссей`. В его основе - идея организации серии дрейфующих полярных станций в северных высоких широтах на специально разработанных научно-исследовательских судах.
Сегодня ученые многих стран ведут исследования Арктики различными способами: с помощью авиации, на ледоколах, снаряжая подводные экспедиции. Начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Росгидромета Владимир Соколов считает, что эффективнее всего проводить наблюдения с дрейфующих станций на льдине.
Идея создания такой станции была реализована в 1937 году, когда на льдину вблизи Северного полюса была высажена экспедиция `СП-1` (папанинская станция). Отечественные ученые на протяжении почти семи десятилетий на мобильных станциях, обустроенных на льдинах, вели ледовые, океанографические, метеорологические наблюдения, наблюдения за экологией.
Но сейчас в высоких северных широтах резко изменилась ледовая обстановка и трудно найти льдину для обустройства дрейфующей станции. Данные спутников за последние 30 лет показывают заметное сокращение ледяного покрова в Северном Ледовитом океане. Ученые считают, что через полстолетия в Арктике вообще не будет льда.
Причина изменения ледяного покрова широко обсуждается. Одни ученые объясняют такой факт глобальным потеплением климата. Другие - тем, что атмосферные потоки оттесняют льды от российских арктических берегов.
В то же время значение Арктики не только для российской, но и для мировой экономики возрастает в связи с надвигающимся энергетическим кризисом. Перспектива добычи за Полярным кругом природного газа все больше приобретает реальные черты. Не случайно назвали наступившее столетие западные эксперты веком Арктики.
В связи с этим ряд наших ученых пришел к выводу, что в нынешних условиях для исследований высокоширотных районов можно применить специальные дрейфующие суда - `арктические челноки` многоразового использования.
Впрочем, эта идея не нова. Впервые она была выдвинута в середине XIX века российским океанографом Николаем Шиллингом, а реализована Фритьофом Нансеном, совершившим в 1993-1996 гг. на борту судна `Фрам` беспримерный дрейф через Арктический бассейн. В сороковые годы прошлого столетия практически одновременно с папанинской станцией в Северном Ледовитом океане работала экспедиция на борту советского ледокольного парохода `Седов`, попавшего в вынужденный дрейф в море Лаптевых.
Сейчас речь идет об инновационном подходе к созданию специальных дрейфующих судов нового поколения, имеющих большую степень автономности, безопасности и энергообеспечения.
По оценкам ряда специалистов, научный эффект может быть усилен при одновременном использовании нескольких таких дрейфующих судов для обеспечения наблюдений на больших акваториях.
На конференции рассматривались технические предложения по программе `Российские полярные одиссеи`, сформулированные в Карельском Морском центре, который на протяжении двух десятилетий ведет работу по изучению и возрождению исторических традиций российского судостроения.
Бизнес-концепцию судна разработал ЦНИИ технологии судостроения (Петербург). Космический НПЦ имени М. В. Хруничева и НПО имени С. А. Лавочкина предложили оборудование для энергообеспечения и современную научную аппаратуру.
Рекомендованные Карельским морским центром `арктические челноки` принципиально отличаются от судов, работающих в высоких широтах в настоящее время. Они позволят проводить самые сложные научные программы исследований и предоставят безопасные и комфортабельные условия для проживания и работы исследователей.
Председатель Карельского отделения Российского Географического общества Николай Филатов оценивает строительство головного судна в 10 млн у. е. Но средств нет даже на ТЭО. Идеологи проекта рассчитывают на интерес к нему со стороны федеральной власти.
Президент Арктической Академии наук, председатель секции геополитики и безопасности РАЕН Валерий Митько считает, что данный проект должен войти в национальную программу устойчивого развития Арктической зоны России. Но он убежден, что, прежде всего, России нужно иметь арктическую доктрину.
|