Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Квоты на дым из трубы - ЭиВ N 46 (632)
ТРАНСПОРТ
Квоты на дым из трубы
No. 46 (632) 04.12.2006
Андрей ЛАЗАРЕВ
Частные инвесторы занимают выжидательную позицию в отношении проектов, связанных с морским бизнесом в РФ: слишком велики риски. Расходы на обслуживание морских грузопотоков, следующих по Балтике в Петербург, могут, по прогнозам экспертов, удвоиться.

Возможности возникновения таких рисков обсуждались на заседании расширенного президиума `Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей`. Речь шла об общественных инициативах стран ЕС, суть которых сводится к такому регулированию судопотоков, что Балтика, по существу, превращается во внутреннее море Европы, а РФ отводят узкую дорогу по нему и ставят на ней своих регулировщиков.



Порты отрегулируют по-новому



Зампредседателя рабочей группы `ХЕЛКОМ` (межправительственная организация, ответственная за охрану морской среды Балтийского моря) по мировым источникам загрязнений Леонид Коровин перечислил возможные последствия от реализации на практике того `Плана действий по Балтийскому морю`, проект которого выдвигают в Европе. Основные идеи этого плана сформированы весной 2006 года. Сейчас они обретают все более определенный вид.

Предполагается выделить зоны интенсивного судоходства и распределить их более равномерно между существующими портовыми мощностями. В таком случае доступ в российские морские порты может быть ограничен квотами (скажем, по объемам выбросов в атмосферу вредных веществ, образующихся при сгорании топлива в судовых двигателях), превышение которых приведет к наложению компенсационных выплат за нанесенный ущерб воздушной и водной среде. Намечено также ввести обязательную морскую лоцманскую проводку флота. Тогда лоцманский сервис по Финскому заливу увеличит по максимуму расходы именно тех судовладельцев, которые выберут для швартовки Петербург (больше расстояния, больше рисков аварий).

Традиционные маршруты движения флота к причалам города на Неве могут существенно удлиниться при введении дополнительных зон, в районе которых судоходство решат запретить, - эти зоны придется обходить. Намечено также ужесточить экологические требования к флоту. И, опять-таки, расходы судовладельцев, флот которых следует в Петербург, могут превысить аналогичные расходы при маршрутах в порты стран Балтии. Вот лишь некоторые сюрпризы, которые собираются в ЕС преподнести российским грузовладельцам в 2007-2009 гг.



Тарифы бьют по карману



Европейские реформы ожидают именно в тот период, когда в РФ намечают завершить унификацию железнодорожных тарифов. Разница между расценками во внутреннем и международном сообщении уже постепенно стирается. А международным тарифам помог `похудеть` курс российского рубля по отношению к доллару.

Грядут и другие реформы. Недавно на пресс-конференции в Петербурге руководитель ФГУП `Росморпорт` Юрий Парфенов объявил, что в январе 2007 года в Федеральной службе по тарифам обещали завершить подготовку документов по обновлению системы портовых сборов в морских портах РФ. После этого они могут увеличиться до 10 млрд руб. против 7,8 млрд руб., которые были собраны в 2005-м.

В `Росморпорте` обеспокоены тем, что в последнее время объем поступлений портовых сборов в рублевом эквиваленте уменьшился: ведь они, как и железнодорожные международные тарифы, привязаны к инвалюте.

Ю. Парфенов проинформировал, что поступления портовых сборов от судооборота порта Петербург в 2005-м составляли 2,7 млрд руб. (35% от аналогичных сборов по РФ). Но руководитель `Росморпорта` не смог вспомнить, сколько из собранных в Петербурге средств инвестируется в развитие портовой инфраструктуры города на Неве.

За 10 лет финансирование мер по устранению замечаний в техническом состоянии причалов, которые принадлежат нескольким стивидорным компаниям ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` (ОАО `Морпорт СПб`), оценено в 600 млн руб. А ведь это всего лишь часть причального хозяйства Большого порта. Потому что на долю ОАО `Морпорт СПб` приходится лишь четверть его суммарного грузооборота.

Правда, как считает Ю. Парфенов, стивидорные компании всегда работали на государственных причалах едва ли не на халяву. Отчасти поэтому теперь в `Росморпорте` собираются навести порядок и отрегулировать работу с частными компаниями.

Сначала была выдвинута идея заключать договоры аренды причалов примерно на год. Теперь предложили увеличить ее до 5 лет. А раньше стивидоры получали их на значительно больший срок. Краткосрочная аренда причалов, как показывает мировая практика, заставляет инвесторов быть крайне осторожными: оборот средств в морском бизнесе рассчитан на 10-15 лет.



Куда уходят грузы и инвестиции?



На поведение инвесторов также оказывает влияние отсутствие закона РФ `О морских портах РФ`. Очевидно, что в будущем влияние на темпы роста грузооборота в отечественных портах окажет фактор вступления России в ВТО: эксперты ожидают и обострение конкуренции на рынке стивидорных услуг Балтики.

Между тем российские порты, как считает гендиректор ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` Сергей Челядин, по ряду позиций начинают проигрывать стивидорам стран Балтии.

На это влияет ухудшение технического состояния причалов, арендуемых группой компаний у петербургского филиала ФГУП `Росморпорт`. В частности, в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` оказались выведены из эксплуатации три причала, еще на трех - ограничили нагрузку. Превышены предельные нормативные сроки проведения капремонта 25 причалов.

Портовые сборы, взимаемые государством в Большом порту Санкт-Петербург, превышают сборы терминальных комплексов соседних государств. Постоянно растут железнодорожные тарифы на доставку грузов в российские порты. Теперь возможно будут повышены арендные платежи за пользование госимуществом в Петербурге.

Кроме того, профсоюз докеров добился в Петербурге, заметил С. Челядин, такой зарплаты, которая превышает уровень зарплат в ряде портов Балтии. Увеличиваются и другие затраты, что заставляет повышать тарифы на стивидорные услуги. Это заставляет грузовладельцев переключаться с российских портов на Таллин, Ригу, Клайпеду и Вентспилс.

Наконец, неопределенность вносит отсутствие в сфере портового бизнеса четкой регламентации отношения между частными компаниями и государством. Вопрос принципиальный: какие нормы будут закреплены в законе `О морских портах РФ`? От этого зависят объемы инвестиций в портовые терминалы, которыми управляют вертикально-интегрированные группы компаний.

Российские экспортеры крайне заинтересованы в устойчивом функционировании и технико-технологическом развитии морских портов. Это дает гарантии сбыта продукции за рубежом и снижает операционные риски, но не означает, что автоматически уменьшаются и риски инвестиционные.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru