Исследования показывают, что предложение на рынке финансовых услуг в Петербурге развивается быстрее, чем спрос на него среди корпоративных клиентов. Особо осторожными в этой сфере оказываются руководители машиностроительных предприятий.
На конференции `Финансирование проектов: где взять деньги?` президент `Городского центра экспертиз` Александр Москаленко заявил, что финансовый рынок за 10 лет изменился. Если раньше предприятия выпрашивали у банков кредиты и вынуждены были проходить множество сложных процедур, чтобы получить транши, то сейчас, наоборот, банки заманивают предпринимателей.
И все же это изобилие предложений - мнимое: хотя свободных средств у банков немало, тем не менее реальный сектор экономики Петербурга продолжает сидеть на диете, которая не способна утолить инвестиционный голод.
О том, что банкам и промышленности города на Неве пока еще трудно найти общий язык в сфере привлечения дополнительных инвестиций, свидетельствует и статистика, которая накоплена в Санкт-Петербургском банке реконструкции и развития. В частности, на машиностроительных предприятиях из всех поступлений, привлекаемых на финансовом рынке, основную долю занимает лизинг. При этом доля поступлений от продажи ценных бумаг остается незначительной.
Низкая капитализация машиностроительных предприятий приводит к тому, что объемы выпуска этих бумаг невелики. Нередко стартовой планкой эмиссий становятся суммы начиная от 100 млн руб. Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются облигации. А их доходность колеблется в пределах 6-15% годовых. Иными словами, с точки зрения рядового инвестора, выгоднее держать средства на банковском депозите, чем вкладывать их в ценные бумаги машиностроительных компаний.
Такая структура привлечения инвестиций позволяет оценить уровень развития петербургского машиностроения сквозь призму финансового рынка. Если предприятия предпочитают жить в основном за счет собственных средств, считается, что они стоят лишь на начальном этапе развития. При этом стартовые позиции в России и у их конкурентов в западных странах не равны: за рубежом в аналогичной ситуации несложно привлечь средства венчурных фондов и частного капитала при условии обеспечения доходности не менее чем через 5-7 лет.
При достижении определенного уровня оборотов предприятия получают до-ступ к лизинговым программам. Далее - участие в деятельности закрытых ПИФов, открытие кредитных программ, выход на IPO (заимствования на рынке публичного капитала).
Как видите, в целом машиностроение в Петербурге пока лишь на втором этапе развития, хотя, казалось бы, складываются условия для того, чтобы двигаться дальше. Ведь условия выхода на IPO становятся все более либеральными: банки подталкивает к этому необходимость диверсификации инвестпортфелей. Однако предприниматели все равно не спешат. Почему?
Ответ экспертов неутешителен: больше всего руководители промышленных компаний опасаются попасть под прессинг госполитики. Ведь российский фондовый рынок отличается повышенным уровнем административного надзора. При этом сложно предугадать, как государство себя поведет по отношению к чересчур успешным эмитентам.
|