В декабре Рособоронэкспорт начнет очередной этап переговоров с китайской стороной по проекту повышения тяги двигателя РД-93 для истребителя Super-7.
Об этом сообщил на пресс-конференции генеральный директор ФГУП `Завод имени Климова` Александр Ватагин на пресс-конференции, посвященной итогам участия петербургского предприятия в международном авиасалоне AIRSHOW CHINA 2006, который прошел недавно в Джухае. Уже согласовано техническое задание по увеличению тяги двигателя РД-93 на 10%. Ресурс развития позволяет увеличить тягу до 11 тонн.
Кроме того, китайская национальная аэрокосмическая корпорация (CATIC) - разработчик Super-7 в перспективе планирует оснастить свой лайнер двигателем РД-93 с управляемым вектором тяги. CATIC заинтересовалась и разработками завода Климова по системам управления двигателем.
Счет пойдет на миллиард
Завод имени Климова с работой по Super-7 связывает серьезные планы. Если сегодня, как подчеркнул А. Ватагин, сотрудничество с Китаем оценивается в десятки миллионов долларов, то в ближайшей перспективе оно приблизится к миллиарду.
Разработку тяги для Super-7 (по оценкам наших специалистов, этот истребитель достаточно конкурентоспособен, а по оптимистическому прогнозу китайских экспертов, их рынок составит не менее 1 тысячи самолетов) называет `важнейшей работой для предприятия`. Китай построил 5 самолетов, из которых 4 находятся на летных и один - на статических испытаниях.
Сейчас подписан контракт на 100 силовых установок. Завод уже поставил 6 установок, и до конца года в Китай отправятся еще 9. И есть рамочный контракт по организации капитального ремонта силовых установок двигателей РД-92 и РД-93.
Завод имени Климова осуществляет серийные поставки в Китай на протяжении 50 лет. Восточный партнер эксплуатирует более 400 двигателей разработки этого предприятия.
Сотрудничество в области высоких технологий, как отмечает г-н Ватагин, имеет обоюдный интерес. Китай сможет развивать промышленность на базе новых технологий. А у нас открывается возможность привлечения китайских инвестиций для совершенствования собственной технологической и экспериментальной базы.
Помимо Китая, Завод имени Климова участвует и в других международных проектах, в частности в разработке двигателя корабельного варианта для Индии и в проекте абонентского обслуживания парка МИГ-29 в Словакии. Для России задача минимум - как можно дольше продлить присутствие МИГов в Европе, а максимум - добиться, чтобы им на смену пришли не европейские или американские, а наши самолеты.
Госкорпорация пока не зарегистрирована
Эта задача архисложная. И Европа, и США имеют сильные авиастроительные корпорации и стремятся не допускать на свои рынки других участников. В России корпорация, основные цели которой - сохранение и развитие научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса страны, только создается, и процесс идет сложно. Планировалось, что корпорация будет зарегистрирована в сентябре. Однако до сих этого не произошло.
Напомним: указ о создании АО `Объединенная авиастроительная корпорация` Владимир Путин подписал 01.02. 2006. В нее войдут наиболее крупные отечественные авиастроительные предприятия. Доля государства в ОАК составит 90,1%.
За 10 лет ОАК должна увеличить выпуск авиационной техники в 2,5 раза и войти в пятерку ведущих мировых игроков на этом рынке.
Отечественные мотористы разобщены
Пока не прояснена роль в корпорации поставщиков комплектующих, в частности разработчиков и создателей сердца любого лайнера - двигателей. Рассматривался ряд проектов по созданию структур мотористов, но ни один из них не получил официального статуса.
Петербургское предприятие видит себя в составе интегрированной структуры мотористов как разработчики N 1 по вертолетным двигателям и по реактивным двигателям в классе тяги.
А между тем отечественные мотористы разобщены. Отсюда и внутренняя конкуренция. Так, на выставке в Китае было представлено пять российских стендов мотористов, тогда как европейский был один. А. Ватагин убежден: если бы мотористы работали на рынке Китая с единой идеологией, единой концепцией, эффективность была бы выше. А в таких условиях конкурировать с Европой и Америкой становится все тяжелее.
|