Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Два шага вперед, шаг назад - ЭиВ N 45 (631)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Два шага вперед, шаг назад
No. 45 (631) 27.11.2006
Андрей ЛАЗАРЕВ
Машиностроение в Петербурге развивается с передышками между рывками
Несколько лет в Петербурге сохраняется тенденция устойчивого развития промышленного комплекса. С 2000-го по 2005 год промышленное производство в целом увеличилось в 2,1 раза при средних темпах роста по РФ в 1,4 раза. Однако в последнее время наблюдается противоположная тенденция: общероссийская динамика развития выше, чем в Петербурге. Некоторые эксперты говорят о наступившем периоде стабилизации.

Это видно по итогам 9 месяцев 2006-го. В отдельных сегментах сохранился уверенный рост, а в некоторых - наметился явный спад, который можно отчасти объяснить цикличностью выполнения заказов на крупных и средних машиностроительных и обрабатывающих предприятиях. В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга это также связывают с реновациями и реструктуризацией производства.



Игры статистики



Уже в начале 2006-го были заметны те признаки, которые вызвали отрицательный рост в машиностроении в январе - сентябре. Потери были достаточно умело скрыты в октябрьской статистике, потому что там теперь суммируют результаты работы машиностроения и обрабатывающих производств. А в последнюю категорию могут быть при желании зачислены компании, которые никогда ранее не относили к индустрии.

Именно для нее сегодня настали в Петербурге нелегкие времена. Крупным предприятиям, чтобы сводить концы с концами, приходится продавать часть производственных земель девелоперам для строительства жилья, бизнес-центров и торговых комплексов. Заводы для компенсации оборотных средств эмитируют ценные бумаги, которые размещают на бирже. В частности, недавно такое решение приняли в `Вагонмаше`: речь идет о выпуске облигаций на 1 млрд руб. Поручителем в данном случае выступило ОАО `Петербургский трамвайно-механический завод`, которое, как и `Вагонмаш`, входит в группу компаний `Дедал`. При этом чистый убыток эмитента в III квартале 2006-го увеличился до 79,9 млн руб. (+54,3% ко II кварталу). На предприятии способны выпускать 350 вагонов для железных дорог и метро. Проблема в том, что сегодня производство подвижного состава для подземки сократилось втрое.

Огорчает динамика развития и других предприятий, которые до этого считались лидерами петербургского машиностроения. В частности, существенно снизили выпуск турбин в `ЛМЗ` (филиал ОАО `Силовые машины`).



Коррекция форм - лишний вес в тягость



И все же причина торможения, по-видимому, лежит не только в сфере диверсификации производств, но и в снижении их конкурентоспособности. На это указывают слишком низкие темпы инвестиций в основной капитал при высокой степени износа основных фондов. Например, в I половине 2006 года инвестиции в основной капитал предприятий Петербурга оценивались всего в 1,7 трлн руб., что лишь на 9,4% больше, чем в соответствующем периоде 2005-го. При этом на долю промпредприятий приходилось всего 10% от общей суммы инвестиций, доля машиностроения была, соответственно, еще меньше.

По итогам 9 месяцев эти пропорции практически не изменились. Основная доля инвестиций в индустрию города пришлась на обрабатывающий сектор экономики - металлургию и металлообработку. Капиталовложения в машиностроение связаны, как правило, с локальными проектами или созданием компактных новых производств. Причем нередко иностранные инвесторы размещают их на территории старых промышленных зон.

Но есть исключения из правил. Например, ОАО `Кировский завод`. Его менеджеры сегментировали завод на отдельные компании по видам бизнеса и пытаются привлекать инвестиции для развития каждого из них. В частности, в 2006-м на морском причале (стивидорный бизнес) введена в эксплуатацию I очередь бункеровочной базы. В 2008-м на предприятии намерены с немецкой компанией `Хeрманн-Равема Гмбх` построить литейный завод. Инвестиции в проект превысят 40 млн евро.



От инноваций до технопарка



Мощным стимулом для открытия новых цехов становится сборка иномарок в Петербурге и Ленобласти. Соответственно, инвесторы и выбирают место для заводских площадок. Недавно премьер-министр Саксонии Георг Мильбрадт заявил о целесообразности создания в Петербурге технопарка, объединяющего предприятия малого и среднего бизнеса по субконтрактингу комплектующих для автомобилестроения. О целой серии новых проектов объявили и в Ленобласти. Скажем, в ООО `Евродиск` намерены построить на территории `Фосфорита` завод по выпуску стальных штампованных автомобильных дисков. Инвестиции - $40 млн. Мощность - более 2 млн дисков в год при общей ежегодной потребности внутреннего рынка в 13 млн единиц. В ООО `Квант` строят планы создания завода по сборке подъемно-транспортного оборудования погрузчиков Hercu. Инвестиции - $1,5 млн...

Другая серия проектов как в Петербурге, так и в Ленобласти связана с выпуском бытовой техники. Так, в III квартале 2008 года в Киришах намечен старт СП, образованного при участии китайской корпорации Yaohya и ООО `Северо-Западная стекольная компания`, по производству плоского стекла для промышленных нужд. Инвестиции - $95 млн. В перспективе возможно строительство еще одного завода бытовой техники с объемом инвестиций в $60 млн.



В каждой нише свой сверчок



В статистику не попадает значительная часть продукции, выпускаемой небольшими предприятиями. Между тем именно среди них немало успешных компаний. Можно выделить ряд секторов машиностроения в Петербурге, где созданы эффективные фирмы. Часть из них порождена спросом в добывающих отраслях отечественной промышленности. Это ОАО `Завод пневматических машин и гидроаппаратуры`, специализирующееся на производстве горно-шахтного оборудования (оборот - около 80,2 млн руб.), `НПК `Механобр-Техника` (дробильные машины, оборот 307 млн руб.).

Другая группа относится к подъемно-транспортному машиностроению: ЗАО `ПП `Патриот `РОСТО` (производство легковых автомобилей, оборот 37,3 млн руб.), `Промышленный Союз` (комплектующие для железнодорожной техники, оборот 108 млн руб.), `НТЦ `Редуктор` (редукторы и приводы, оборот 160 млн руб.).

Третья - связана с выпуском станков и инструментов, производством оборудования и сооружений для оснащения промышленных цехов: ЗАО `Фирма `Термосталь` (оборот 64,6 млн руб.), ООО `Севзапналадка` (оборот 14,8 млн руб.) и ООО `Риотэк` (оборот 40,5 млн руб.).

Сегмент небольших машиностроительных предприятий с персоналом 8-250 сотрудников банковскими аналитиками расценивается нестабильным. Между тем именно в этом сегменте сегодня все больше фирм специализируется сначала на импортозамещающих технологиях, а по мере развития - нередко и на экспорте определенной доли своей продукции. Причем небольшие фирмы проявляют поразительную гибкость на рынке, занимая те ниши, которые упустили из вида крупные промышленные предприятия. Это дает основание предположить, что в перспективе продолжится их сегментирование с выделением специализированных компаний по направлениям бизнеса. А значит, еще долгое время сохранится особенность этого рынка - отсутствие реальной конкуренции: похожих по профилю компаний вроде бы много, но они, странным образом, делят сбыт на сектора, которые практически не пересекаются.

Это, с одной стороны, долгое время гарантировало стабильность рынка. А с другой - при либерализации рынка после вступления России в ВТО создает специфические риски: как только внутри устоявшихся ниш появится конкуренция с другими производителями, благополучие для целого ряда петербургских предприятий может закончиться.



Мнения специалистов



Павел Плавник,генеральный директор ОАО `Звезда`:

- О тенденциях в отрасли нельзя судить за небольшой отрезок времени, потому что машиностроение развивается циклично. Один квартал может быть прибыльным, а другой - убыточным. Скажем, крупный заказ выполнен, а его оплату - задерживают. В целом же перспективы вполне прогнозируемые. В РФ определились с потребностями в госзаказах и порядке их финансирования. Это позволяет планировать загрузку мощностей, составлять программы модернизации цехов и развития кооперации, проводить реструктуризацию по территориям, чему, кстати, помогло введение процедур кадастровой оценки земли. На нашем предприятии, например, благодаря этому смогли оптимизировать налоговые выплаты...

Из негативных факторов можно назвать отсутствие комплексной программы развития отраслей промышленности по приоритетам. Главное - определиться с господдержкой инновационного развития предприятий в условиях глобализации рынка. Для этого существуют рыночные механизмы, хорошо известные из практики западных стран.



Николай Трофимов, генеральный конструктор ОАО `КБ Спецмашиностроения`:

- Ситуацию в отрасли можно оценивать по-разному. Однако следует иметь в виду стремление к вертикальной интеграции и развитию субконтрактинга, влияние которых на отечественное машиностроение становится все глубже. Внутрикорпоративные процессы по целому ряду сегментов рынка свидетельствуют о положительных тенденциях. (Конечно, есть приливы и отливы.)

Взять, скажем, оборонные заказы. На многих предприятиях, которые сумели остаться в обойме, готовят планы на 2007 год по расширению производства. И уж, во всяком случае, никто не сокращает основной персонал.

Стабильность обеспечивается гибкой политикой предприятий на рынке. Ведь объемы заказов все чаще определяет качество работы менеджеров по договорам и условия выполнения поставок.



Святослав Лукин, ведущий менеджер Компрессорного завода

ОАО `Машиностроительный завод `Арсенал`:

- Сложившуюся ситуацию в машиностроении можно назвать стабильной. Те предприятия, где внедряют новый модельный ряд продукции, имеют гарантированный сбыт на рынке и ощущают уверенность в завтрашнем дне. На Северо-Западе РФ все большее значение придают удовлетворению запросов заказчиков, потому что это - рынок покупателя.

Именно ориентация на потребительский спрос позволяет машиностроительным предприятиям увеличивать выпуск оборудования. А те, кому это удается сегодня, могут быть уверены, что и завтра на их работу не повлияют изменения макроэкономических условий работы в РФ, которые могут произойти после вступления России во Всемирную торговую организацию.

На отечественном рынке уже сейчас достаточно высокотехнологичной продукции иностранных компаний. Создаются все новые представительства по ее сбыту. Рынок развивается. К нему приходится приспосабливаться.



Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru