Проблемы развития въездного туризма и возможности их решения с помощью малого бизнеса обсуждали на прошлой неделе в Великом Новгороде в рамках международной конференции, организованной администрацией Новгородской области при поддержке Регионального института менеджмента и маркетинга, Консалтингового общества OST-EURO GmbH (Германия) и банковской группы KFW (Германия).
Цель мероприятия, собравшего более 100 участников из 15 российских городов от Москвы до Урала, - не нова: анализ ситуации малого бизнеса, ориентированного на предоставление туруслуг, развитие здоровой конкурентной среды, продвижение региональных турпродуктов на внутреннем и международном рынках, привлечение инвестиций в одну из самых перспективных, но пока еще недостаточно развитых отраслей экономики, обмен опытом и расширение сотрудничества в реализации многочисленных проектов, направленных на создание привлекательного туристического имиджа регионов.
По данным Сергея Шпилько, президента Российского союза туриндустрии, сегодня российский туристический рынок все еще продолжает переживать сложные процессы структуризации и накопления капитала. За 15 последних лет большинству турфирм не удалось заработать денег на укрупнение бизнеса. Самые большие обороты в российском турбизнесе не превышают $200-250 млн в год. Годовой оборот более $15 млн имеют 49 компаний, в основном крупные туроператоры. `По регионам обороты $1 млн считаются очень хорошим результатом. Но основная масса работает с годовым оборотом до $150 тыс.`, - отметил Сергей Шпилько.
Подавляющая часть российских региональных турфирм относится даже не к малому, а к микробизнесу с минимальным штатом сотрудников 3-7 человек. У `малышей` свободных средств, как правило, нет, получить банковский кредит сложно, рассчитывать на финансовую помощь властей не приходится. В таких условиях выживать, развиваться и продвигать свои услуги, не объединяясь, практически невозможно.
В Великом Новгороде объединяющим началом стало некоммерческое партнерство `Офис Туризма `Красная изба`, открытый пять лет назад при содействии Евросоюза. В основу его работы легли организационные технологии офиса туризма в Страсбурге. Новгородская `Красная изба`, выполняющая роль единого PR-агентства для своих почти 20 партнеров, основным из которых является администрация Великого Новгорода, существует за счет их добровольных взносов.
Политика единого продвижения новгородского турпродукта на внешнем и внутреннем рынках дает возможность участвовать в крупнейших международных выставках, активно сотрудничать со СМИ, организовывать рекламные туры для прессы и туроператоров, участвовать в международных программах и самое главное - способствовать увеличению турпотока в Великий Новгород, ежегодно возрастающего более чем на 10%.
По оценкам Светланы Исуповой, консультанта OST-EURO, благодаря усилиям `Красной избы` и местных администраций в Великом Новгороде создано комплексное туристическое предложение, которого пока еще нет в большинстве российских регионов, считающих себя привлекательными с точки зрения туризма.
Запросы современного туриста - приезжать на меньшее время, проводя его максимально эффективно, не тратя силы на получение информации об инфраструктуре, привязанной к главному `туристическому магниту`, удовлетворяются комплексным предложением `Красной избы`. У ее специалистов на специальном сайте офиса и по круглосуточному мобильному телефону можно получить полную информацию о туристических ресурсах города.
`Новгородский опыт некоммерческого партнерства малого бизнеса в сфере туризма уникален, но может быть применен и для других городов. А пока `Красная изба` Великого Новгорода` - это `Красная изба` всей России`, - прокомментировал Сергей Шпилько.
|