Недавно стали известны намерения террористических организаций провести свои акции в крупных транспортных узлах РФ. В этом плане Петербург оказывается крайне уязвим.
Такой вывод можно сделать из итогов работы I научно-практической конференции `Безопасность большого города`, которая состоялась недавно в Петербурге. Собственно, ничего нового на ней не сообщалось, потому что до этого в городе на Неве прошла целая серия локальных конференций и заседаний `круглых столов`, к дискуссиям на которых трудно что-то прибавить. На конференции `Безопасность большого города` попытались подвести некоторые итоги.
Главный вывод таков: затраты на обеспечение безопасности населения крупных городов России трудно назвать эффективными, потому что к проблеме нужен комплексный подход, а на практике этим занимаются разные ведомства, у каждого из которых свои бюджеты и стандарты.
В небоскребе лучше офис не открывать
Рассмотрим риски, связанные с терактами. На практике ликвидация их последствий не исчерпывается работой исключительно силовых структур, потому что население в данном случае сталкивается с проблемами, которые можно отнести к сферам общественной, противопожарной и экологической безопасности. А профилактика терроризма включает в себя вопросы защиты информации, безопасности строительства объектов жилой и коммерческой недвижимости, а также их эксплуатации.
С этой точки зрения, в частности, высотное строительство, как считает директор `Союзпетростроя` Лев Каплан, делает нахождение в высотных зданиях небезопасным: службы спасения не всегда готовы к ликвидации ЧП, если они в них возникнут.
Специалисты МЧС это подтверждают. Во-первых, в новых домах установленные подрядчиками противопожарные системы уже через 2-3 года могут быть доведены до практически нерабочего состояния. Часть систем просто демонтируют. На некотором оборудовании не заменяют вышедшие из строя детали и источники питания. За год при пожарах в Петербурге гибнет 5,5 тысячи человек, в основном - в жилом секторе.
Чем больше в городе `высоток`, тем больше потенциальных жертв на последних этажах. Максимальная высота лестниц пожарных машин - 52 метра. Вопрос о закупке машины с 90-метровой лестницей увяз в согласованиях. Это громоздкая и очень дорогая машина. Кроме того, при ветре размах колебаний лестницы может достигать нескольких метров, что вызывает необходимость спецподготовки пожарных. Вертолет на спасение, как показал пожар Троицкого собора, может прибыть только через пару часов...
О комплексном подходе можно мечтать
Можно составить список уязвимых объектов, где слабо готовы к оперативной реакции на `ЧП`. Однако в Петербурге нет мониторинга, ни программы комплексного развития средств безопасности.
Теперь о расходах. Взять, скажем, системы видеонаблюдения. Их развивают охранные фирмы, органы правопорядка и компании, управляющие объектами недвижимости. Все эти проекты не стыкуются между собой. В Петербурге сотни диспетчерских центров, между ними нет обмена данными.
Разнобой в работе сетей промышленного телевидения, инженерных и интеллектуальных средств защиты, разных систем сигнализации и контроля доступа, агентурных сетей и групп мобильного реагирования, как считают специалисты корпорации `Пентакон`, компании `Омега` и OOO `ОП `АС Мониторинг`, заставляет многократно дублировать затраты на обеспечение безопасности в городе. Комплексный подход помог бы оптимизировать средства.
Видеополиция все видит?
Именно таким путем пошли, скажем, в Великобритании, где на муниципальные сети видеонаблюдения тратят 500 млн фунтов стерлингов в год. Из них 90% вкладывают частные предприятия и муниципалитеты, а остальное - федеральные средства на сети видеополиции. При таком подходе телесистемы позволяют решать и более сложные задачи. Так, большинство систем видеонаблюдения в Петербурге не позволяет устанавливать программы автоматизированного распознания личности, архивы хранятся в среднем около недели (не хватает емкости компьютерной памяти).
В кино нередко герои боевиков с ноутбука выходят в Глобальную сеть и вычисляют, где находится разыскиваемый злоумышленник. До подобных фокусов нам еще очень далеко. Качество изображения зачастую таково, что его не принимают и для судебного разбирательства. Точно так же - с видеораспознанием очагов пожаров, разливов нефти или прорывов магистральных труб. А даже если такое было бы и возможно, то от фиксации до реагирования на сигнал об опасности - уйма времени.
|