Больнее всего бьет реформа по Интернет-провайдерам. На рынке смогут удержаться далеко не все из них, а лишь те, у кого имеется своя телефония. В таком случае основной доход будет формироваться от предоставления услуг дальней связи. В частности, в филиале московского ЗАО `ВестКолл Лтд` вложили в создание зонового телефонного узла в Петербурге $500 тыс. инвестиций. Лицензия на предоставление услуг связи была получена в Россвязьнадзоре еще в декабре 2005-го, чтобы с помощью специалистов ООО `Связь-электро-проект` довести узел и сети до кондиции. Собственно, в городе на Неве узел действовал и раньше, но он выполнял скорее роль стрелки для переключения трафика. Узел пришлось дооборудовать и создать дополнительные точки подсоединения. Лишь в октябре 2006-го `ВестКолл` получил разрешение на коммерческую эксплуатацию своего узла и предоставление услуг внутризоновой телефонии в Петербурге.
В очереди, на то чтобы получить прямой выход на рынок междугородной связи, стоят компании `Голден Телеком` и `Санкт-Петербургский ТЕЛЕПОРТ`. Заметим, что практически все солидные игроки развивают свои сети или арендуют каналы для предоставления комплексных услуг связи. Именно степень развития сетей определяет в конечном итоге стоимость сервиса. В частности, в Москве цены на Интернет-услуги могут быть ниже, чем в Петербурге. Но, по прогнозам специалистов, как только наладится магистральный трафик между Петербургом и Москвой, так расценки должны, по идее, постепенно сравняться.
Будущее рынка телекоммуникаций - в конвергенции услуг связи. Сначала в Москве, а потом и в регионах крупные операторы начнут консолидацию сервисов, чтобы в перспективе обеспечить своих клиентов, где бы они ни находились, доступом к услугам связи. У пользователя может быть всего один телефонный аппарат, одна адресная книга и общий счет для оплаты любых телекоммуникационных услуг.
Сегодня ближе всех продвинулись к конвергенции монополисты от телефонной связи. Но и они не могут наладить взаимодействие между своими билинговыми системами и центрами управления платежами сотовых операторов. Поэтому о полной конвергенции услуг пока говорить рано. Впрочем, нынешнюю ситуацию на рынке фиксированной связи можно сравнить с той, что сложилась на рынке сотовой связи несколько лет назад. Тогда на Северо-Западе РФ был один поставщик услуг, а прогноз о появлении трех национальных сотовых операторов воспринимали как пророчество сумасшедшего. При этом сегодня на рынке Северо-Запада РФ присутствуют не только три федеральные сети, но и еще два крупных оператора мобильной связи.
Сегодня трудно поверить в то, что и на рынках местной фиксированной связи могут появиться альтернативные поставщики услуг. И тем не менее новые лицензии, которые получают операторы в Россвязьнадзоре, предполагают возможность оказания не только услуг междугородной, но и внутризоновой связи. На определенном уровне развития сетей они смогут нарушить монополию и на услуги местной связи. Этот процесс начнется как только будет введена повременная система оплаты телефонных разговоров. На первом этапе в выигрыше окажется, разумеется, монополист. При планируемом уровне тарифов услуги местной связи становятся привлекательными и для других игроков. Административные барьеры способны лишь на какое-то время задержать либерализацию этого рынка. Но `повременка`, в принципе, открывает ей дорогу.
Что касается малых компаний, которые жили за счет бесплатного доступа к чужим сетям и предоставляли услуги по выходу Интернет и IP-телефонии, то их будущее незавидное. Им предстоит разориться или составить альянс с одним из крупных игроков. Так что в ближайшем будущем на рынке предстоит череда слияний и поглощений. Их условия, по-видимому, определит величина имеющейся клиентской базы.
Например, компания `Комлинк Телеком` в новых условиях потеряла уже около 30% клиентов, которые платили в месяц в среднем по 150 руб. за коммутируемый доступ к Интернету. Впрочем, у руководства таких компаний остается еще надежда на поддержку антимонопольщиков.
В управлении ФАС по Петербургу и Ленобласти 24 октября 2006 года возбудили дело о нарушении Закона о конкуренции ОАО `Северо-Западный Телеком` на рынке доступа к Интернету. Однако практика показывает: подобные дела, как правило, вызывают много шума и кончаются ничем. Так было с производителями металлов и цемента, которых пытались уличить в сговоре о повышении цен на выпускаемую ими продукцию. Так, по-видимому, будет и со строителями Петербурга и Москвы, которых пытаются сделать козлами отпущения за рост цен на жилье. И телекомы не составят исключения.
Таковы правила игры на федеральном уровне. Объективно они способствуют консолидации ресурсов и вертикальной интеграции компаний, а не развитию конкуренции. Государству обидно, что в России нет ни одной компании, по уровню капитализации равной западным корпорациям. А расплачиваться за подобные амбиции придется рядовым потребителям.
|