За последние 2 года в Петербурге было построено 18 предприятий. Наиболее значительные из них - `Ижорский трубный завод`, `Элкотек`. Похоже, что город постепенно восстанавливает свой статус крупного промышленного центра.
Инвестиции в промышленное строительство приобретают в Петербурге все больший размах. Среди серьезных проектов, осуществленных в 2006 году, - завод `Русский стандарт`. Начинается строительство производственных площадок компаний `Дженерал моторс` и `Тойота`.
Логистика у нас на первом месте
На рынке промышленной недвижимости Петербурга в 2006 году появились крупные инвесторы с далеко идущими планами. По данным ГУ `Городское агентство по промышленным инвестициям` (ГАПИ), среди российских инвесторов, вкладывающих средства в развитие петербургской промышленности, лидирует холдинг `Северсталь` (Череповец Вологодской области), с которым город подписал меморандум на $0,5 млрд. `Северсталь` будет финансировать возведение в 2007 году завода по производству листового проката.
Еще одним крупным инвестором стала московская компания `Энергофинанс`, которая будет строить в промзоне `Парнас` большой логистический комплекс класса А - вложения составят $200 млн.
Городское правительство приняло и крупный проект, представленный корпорацией `Морпортсервис`, согласно которому будет построен еще один большой логистический центр, непосредственно связанный с Западным скоростным диаметром. Его задача - перенаправлять грузы с судов на автомобильный и железнодорожный транспорт. `Морпортсервис` инвестирует в это строительство $200-300 млн.
Японцы впереди
Иностранные инвесторы в 2006 году тоже довольно активны. В строительстве завода по производству тонкой алюминиевой пленки $100 млн участвует канадская корпорация `Алкан Пейджинг`. А компания `Вимм Билль Дан`, выпускающая молочные продукты, будет расширять уже действующее на Парнасе производство, объем инвестиций - тоже около $100 млн.
Как считают в ГАПИ, среди зарубежных инвесторов в промышленность Петербурга на первом месте стоит Япония - и по объему финансовых вложений, и по числу реализуемых проектов. Второе и третье места занимают Германия и США. А вот Финляндия пока только присматривается к нашему инвестиционному рынку, больше представляя идеи, чем их осуществляя. Как это ни парадоксально, иностранных инвесторов у нас пока только около 5%, но, тем не менее, основной приток инвестиций дают именно они.
Среди отечественных структур, финансирующих строительство промышленных объектов, превалируют малые инвесторы. В какой-то мере это город устраивает, ведь такие заявки легче удовлетворить. Петербург плотно застраивается, и все труднее найти свободные территории. А когда под предприятие требуется всего 2 гектара земли, участок выделить проще. Малые инвесторы вкладывают средства в создание складских, перегрузочных терминалов, упаковочных цехов. Большие денежные потоки идут в пищевую промышленность.
Каждой стройке свое место
К предложениям инвесторов город относится довольно строго. Из поданных за последние 2 года 500 заявок на строительство объектов производства удовлетворено чуть более ста. Зачастую отказы исходят от Комитета по городскому строительству и архитектуре и мотивированы тем, что функциональное назначение сооружений, которые собираются построить, не соответствует Генеральному плану развития Петербурга. Так, в зоне Парнас, где размещены пищевые предприятия, не разрешают строить химические заводы.
Из многих заявок для города выбирают наиболее актуальные. Но, к сожалению, это вовсе не значит, что и их всегда быстро реализуют. В последнее время этот процесс ускорился благодаря созданию централизованной организации - ГАПИ, в задачи которой входит подготовка документации под промышленное строительство. Особенно это важно для отечественных инвесторов.
Дело в том, что на крупных предприятиях теперь нет отделов капитального строительства, как это было в прежние времена, когда в таких отделах, как правило, работали серьезные специалисты, занимающиеся и проектной документацией, и самим строительством.
Сегодня финансовая сторона вопроса решается легко, поскольку подготовка комплекса документов силами ГАПИ обходится примерно в 30 тыс. руб., тогда как аналогичные девелоперские услуги оцениваются где-то в $100 тыс.
Инвестор может пройти мимо
Но, к сожалению, пакет документов инвестор может получить не всегда в срок и при помощи ГАПИ. Как отмечает его директор Денис Жуков, город оказался не готов к производству такого огромного объема документов. Так получилось, что к 1 января 2006 года городским службам удалось подготовить проекты планировок только по очень незначительным территориям. Почти на все крупные участки, интересные инвестору, пока нет этой документации. К ним относятся почти все территории вокруг петербургского центра: Шушары, Парнас, Ржевка, Пушкин, юго-запад - всего их около 30. И сегодня главная задача города - выполнить для этих земель проекты планировки и межевания.
Эта работа застопорилась по вполне объективным причинам. Проектной планировкой в Петербурге сегодня занимается от силы 5-6 организаций, наиболее деятельные из них - `Институт строительных роектов`, `ЛенНИИпроект`, `Институт генерального плана`. Привлечь другие фирмы пока не представилось возможности - проектные институты, ввиду строительного бума в Петербурге, очень загружены текущей работой.
И все же решать проблему надо незамедлительно - пока у потенциальных инвесторов из-за волокиты не отпало желание вкладывать средства в строительство. Ведь сейчас по этой причине `простаивает` около 10% инвесторов.
Решить задачу ускорения подготовки проектной документации можно будет в 2007 году. Для осуществления этого в городском бюджете будут заложены крупные средства.
|