В корпорации Henkel намерены 25-27% от оборота в РФ инвестировать в производство, обновление технологий, персонал, создание инфраструктуры сбыта и рекламу на российской территории.
Такое решение принято, как пояснил во время визита в Петербург председатель правления Henkel KGaA Ульрих Ленер, потому что российский рынок считают одним из самых крупных и быстрорастущих для корпорации. В 2006 году РФ вошла в десятку стран, в которых достигнуты наилучшие финансовые результаты - особенно по уровню продаж и операционной прибыли.
Доля российского рынка стабильно увеличивается: если в 2005 году ее оценивали в 30% от всех продаж профильной продукции в Восточной Европе, то сейчас этот показатель превысил 31%. В 2005 году оборот Henkel на нем увеличился до 400 млн евро (+26% к 2004-му).
Высокие темпы роста сохраняются и сегодня. Для сравнения: прирост профильной продукции компании за 9 месяцев 2006-го в целом по корпорации во всех странах мира составил всего около 5%.
Хитами продаж в РФ стали синтетические моющие средства и косметика (краска для волос и шампуни). Их оборот вырос в 2006-м на 40%. Следом за ними идут клеи и технологические средства, оборот которых увеличился на 10%.
В России у компании 5 производственных площадок. Первая из них начала работать в 1990-м. А спустя три года в Тосно (Ленобласть) открылся второй завод - ОАО `Хенкель-Эра`. Сегодня оно демонстрирует одни из самых высоких темпов увеличения продукции среди российских подразделений. Такие результаты обеспечила модернизация цехов, проведенная в 2002-2003 гг.
Что касается дистрибуции, то здесь основной акцент в компании, по-видимому, сделают на Москве и Московской области. Две недели назад со столичными властями обсуждался проект создания сет-квоттера (крупного торгово-складского центра) совместно с рядом других фирм. При этом Ульрих Ленер сожалеет, что проект не стартовал раньше. Тогда его строительство обошлось бы компании дешевле.
Не исключено, что через несколько лет немцы будут так же сожалеть, что не обзавелись аналогичным центром в Петербурге. Ведь цены на землю и коммерческую недвижимость в городе на Неве растут не меньшими темпами, чем в столице. Кстати, повышенный спрос на недвижимость в крупных городах и даже связанный с этим рост цен Ульрих Ленер относит к факторам, свидетельствующим о благоприятном инвестиционном климате в целом по России.
Что касается общей политики развития корпорации, то до 2005 года она концентрировала усилия на увеличении оборотов и маржи от всех видов бизнеса. В 2006-м объявлена новая стратегия. Сейчас гораздо важнее продемонстрировать увеличение капитализации компании и заняться оптимизацией затрат. Это можно объяснить не слишком оптимистичным поведением акций Henkel на европейских биржах.
У инвесторов вызвала опасения отрицательная прибыль, полученная в 2006-м подразделениями корпорации в Северной Америке, а также весть о предстоящем сокращении персонала в целом по корпорации на 3 тысячи человек. Для поддержки благоприятного имиджа компании руководство Henkel объявило 2007-й годом инноваций.
Правда, скорее речь идет о реинвестициях прибыли, полученной предприятиями в регионах, и реновациях. Планируемое обновление технологий должно отчасти скомпенсировать рост цен на энергоносители и сырье. Ведь в корпорации испытывают во всех странах жесткую конкуренцию. В Европе в основном это компании Sika, RPM, Mapei и 3M. В РФ глобальных конкурентов нет, но в каждом сегменте - линейка аналогичных товаров других фирм. Наблюдается жесткая ценовая борьба между производителями.
В Henkel понимают, что потребителю, кроме оптимальной цены, следует предложить что-то еще. Например, снижение веса расходных материалов и вредных воздействий на организм пользователя при использовании стройтоваров (запах, уровень пыли) или повышение качественных характеристик.
Предусмотрены также ценовые бонусы при продвижении инновационных товаров, которые компенсируют за счет некоторого повышения цен при достижении устойчивого спроса.
|