По различным оценкам, российский рынок продовольственных товаров растет в среднем на 20% в год и по показателям вскоре имеет шансы занять одну из лидирующих позиций в мире. Это определяет нынешнюю ситуацию на рынке упаковки и ее перспективы развития: упаковка становится важнейшим маркетинговым инструментом в борьбе за долю рынка и защиту позиций продукта.
Заверните!
Еще 3-4 года назад спрос на российском рынке упаковки превышал уровень предложения, компании - производители продукции испытывали дефицит упаковки и были вынуждены компенсировать его импортными аналогами, которые использовались в основном для продукции категории premium.
Именно об этом периоде аналитики говорят как о начале повсеместного импортозамещения, когда отечественные производители упаковки стали осваивать новые технологии и наращивать производство.
На сегодня отраслевики сходятся во мнении, что ситуацию с дефицитом потребительской упаковки вполне успешно удалось преодолеть: импорт еще присутствует, но его удельный вес сокращается, хотя большинство из специалистов убеждены, что дефицита нет в основном в сфере товаров широкого потребления, тогда как вопрос с упаковкой для продукции premium пока остается открытым.
Российская индустрия упаковки активно развивается в течение последних пяти лет параллельно с рынком продовольствия и ритейлеров. Основные игроки рынка упаковки самостоятельно решили вопрос с пресловутой для производственников техбазой, закупив новое современное оборудование: высокопроизводительные экструдеры, новейшие печатные машины и даже эксклюзивные средства производства.
Кроме того, российские вузы стали готовить специалистов-технологов, сервис-инженеров, потребность в которых ощущают производства.
Звездные войны
Большинство экспертов-маркетологов считают, что рынок упаковки получил толчок и в связи с возросшим уровнем требований потребителя к продукции: посредством упаковки производители ведут настоящие войны на прилавке за покупателя. Сегодня есть потребители, готовые платить за дорогие продукты, в том числе за полуфабрикаты premium - `продукты для ленивых`.
Кроме того, на рынке уже представлены мировые лидеры продовольствия с четкой концепцией продвижения, освоения рыночного пространства. Продвигая продукт на новой территории, производитель продвигает визуально узнаваемый брэнд, когда на первый план выходит качество упаковки.
Для производителя продукта трата средств на упаковку - это вложение в продвижение. Упаковка также носит и защитную функцию для продукта: чем упаковка сложнее, тем меньше она поддается подделке.
По различным оценкам, один успешный продукт может иметь в среднем 15-20 `клонов` в различных регионах в целом, и часто борьба между производителями идет уже за торговую марку. Производитель контрафакта получает быструю краткосрочную прибыль, а позиции настоящего брэнда ослабляются.
Эксклюзивная защита
Эксперты признают, что лучшая защита продукта - это разработка индивидуальной, эксклюзивной упаковки, которая не только будет способствовать продвижению товара на рынке, но и защитит продукцию от подделок. У российских производителей упаковки есть собственные разработки по охране выпускаемого продукта от подделок и наиболее используемые формы защиты - это многокомпонентное литье, усложнение упаковки, защитные самоклеящиеся материалы.
`Самоклейки` приобретают все большую популярность у производителей, потому что имеют большое количество вариантов используемых материалов и методов их нанесения.
Мнения специалистов
Дина Сергеева,
руководитель отдела маркетинга ЗАО `Таурас-Феникс`:
- Упаковочный рынок уже стабилизировался. Есть сильные игроки, определяющие основные направления развития отрасли, обслуживающие большинство крупных партнеров и делящие между собой более 80% рынка. В ближайшие три года ожидать слияния среди таких компаний вряд ли возможно. Прихода на рынок новых крупных игроков в сфере упаковки ожидать не приходится, так как для данного направления бизнеса стартовый порог очень высок, кроме того, долог период окупаемости проекта.
Нынешний период отрасли российской упаковки можно охарактеризовать как переходный `с запада на восток`: это связано напрямую с тем, что российские потребители упаковки стали больше уделять внимания предложению не западных компаний, а развитию китайских предприятий, предлагающих недорогие аппараты.
Наталья Гаврилова,
менеджер по маркетингу и PR ООО `Компания ЕвроБалт`:
- Безусловно, российская индустрия упаковки активно развивается, появляются новые компании-производители, растет конкуренция, в связи с чем наблюдается снижение рентабельности производства простой полиэтиленовой упаковки. Происходит период насыщаемости рынка. В СЗФО в настоящее время можно наблюдать передел рынка из-за укрупнения производств основных игроков. На мой взгляд, в ближайшем будущем мелкие игроки либо уйдут со сцены, либо будут занимать новые свободные ниши, искать новые пути для развития.
Развитие российского рынка упаковки происходит не за счет иностранных производств, размещающихся на территории России: пока их не так много, чтобы говорить, что только они оказывают существенное влияние на отрасль, хотя свою долю рынка они занимают и удерживают прочно.
|