В октябре в Петербурге торжественно открыли установку по переработке автомобильных покрышек и других резиновых отходов. Но, как считают специалисты, для того чтобы решить проблему утилизации автопокрышек, городу необходимо иметь еще две-три такие установки.
Линия установлена на ЗАО `Эласт`, а разработана специалистами НПК `Механобр-техника`. Установка перерабатывает резиновые изделия и отходы производства/брак, а также автомобильные покрышки во вторичное сырье, из которого можно получать два вида товарного продукта: резиновую крошку и регенерат.
- В данной технологической линии, в отличие от западных и российских аналогов, оптимизирована система распределения электроэнергии по стадиям измельчения, что в конечном итоге уменьшает энергозатраты производственного процесса на 20-30%, - рассказал директор по развитию и исследованиям НПК `Механобр-техника` Василий Арсентьев. - Кроме того, ноу-хау, заложенное в конструкции, позволило нам отказаться от применения химических реагентов при производстве регенерата. Таким образом, не только повышается качество продукции, но и значительно снижается количество вредных выбросов в атмосферу - в этом уникальность установки.
Способность линии утилизировать автомобильные покрышки имеет особое экологическое и экономическое значение. Изношенные шины являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов, накапливаются в местах эксплуатации, оказывая крайне вредное влияние на окружающую среду, и в то же время являются крайне ценным сырьем для получения вторичной резины.
В Петербурге и Ленинградской области ежегодно образуется около 30 тыс. тонн изношенных шин. Их использование в качестве исходного сырья для новых изделий эквивалентно 16,5 млн литров нефти. В связи с пуском технологического комплекса по переработке изношенных шин в Санкт-Петербурге важнейшее - это разработка и реализация систем обращения изношенных шин.
Изношенные автопокрышки после переработки можно, в частности, применять для строительства дорог, как это сделано, например, в США. Там законодательно закреплена обязанность подрядчиков, строящих дороги федерального значения, применять не менее 20% резиновой крошки. Таким образом, не только решается проблема утилизации автопокрышек, но и обеспечивается высокое качество дорожного покрытия.
Себестоимость изделия из любого вторичного сырья обычно в 2-2,5 раза ниже, чем себестоимость аналогичной продукции из обычного сырья, при сопоставимом качестве конечного продукта. Из полученной резиновой крошки можно сразу же изготовить регенерат, который, как и крошка, является товарным продуктом, а также, установив дополнительное формовочное оборудование, изготавливать различные изделия: резиновые коврики, подкладки под трамвайные переезды, подошвы для обуви, маты различного назначения, звукоизолирующие и кровельные материалы, композиционные материалы.
Отличительной особенностью технологической линии `Механобр-техника` является то, что она укомплектована российским оборудованием, поэтому не возникнет проблем с ремонтом и закупкой запчастей. Она оснащена и системой механической регенерации (не надо закупать дополнительные химические добавки, в частности дорогостоящий каучук). Таким образом, себестоимость переработки резины с помощью линии `Механобр-техника` ниже, чем переработка на импортном оборудовании.
Чтобы линия вышла на окупаемость, она должна перерабатывать примерно 9-10 грузовых автопокрышек в час, то есть в день - 80 шин. В Петербурге сейчас зарегистрировано почти 1,3 млн автомобилей, из которых около 260 тысяч - грузовые. Раз в два года все они, особенно грузовые, вынуждены менять шины. Потому, как считает генеральный директор НПК `Механобр-техника` Леонид Вайсберг, рынок переработки автопокрышек довольно перспективен.
`Мы ожидаем принятия в этом году законов о вторичных материальных ресурсах и об утилизации отходов, в которых будет предусмотрена залоговая стоимость товаров длительного пользования и введена новая система сбора мусора. Она сделает выгодным для частного автовладельца сдавать старые покрышки переработчикам`, - сказал Л.Вайсберг.
|