`Эпицентр` российской нефтегазоиндустрии - полуостров Ямал - не готов к традиционно суровой и ранней там зиме. А его транспортные службы уже 3 месяца без зарплаты...
`Неразбериха с финансированием Ямало-Ненецкого окружного управления водных путей и судоходства может привести к срыву завоза топлива в регион в 2007 году`, - об этом на днях заявил журналистам начальник управления Станислав Овчинников. Он подчеркнул также, что по законодательству все реки являются федеральными, поэтому деньги на их содержание и обеспечение безопасности судоходства может выделять только госбюджет. Но объем федеральных средств на эти цели по Ямалу сокращается из года в год и ныне составляет менее 30% от необходимого.
Отсутствие железных дорог и современных автотрасс в этом регионе обрекает его на водное сообщение с остальной Россией (Обь и Севморпуть), но оно наиболее уязвимо к природным эксцессам. Получается, что столь значимый регион - едва ли не в транспортной блокаде...
Речников пытаются поддержать окружные власти: ежегодно на обеспечение безопасности на социально значимых речных трассах выделяют 15-18 млн руб., однако и это покрывает лишь 25-30% от потребности. Нефтегазовый же бизнес на Ямале предпочитает `вкладываться` преимущественно в освоение новых месторождений и трубопроводное строительство. Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что ни на Ямале, ни в примыкающем Ханты-Мансийском национальном округе нет и не предвидится нефтегазоперерабатывающих заводов, которые навсегда бы `избавили` эти регионы от завозов топлива расстоянием в тысячи километров. Зато именно они уже который год наращивают экспорт нефти и газа...
В текущем году предоставленных госбюджетом на `ямальский завоз` денег хватило лишь до 1 августа, региональные же власти обещают и впредь оказывать финансовую поддержку речникам. Но, по словам С. Овчинникова, речной транспорт Ямала уже на грани выживания, а департамент финансов ЯНАО по законодательству не вправе помогать транспортникам. Денег пока не хватает даже на зарплату работникам местного речного транспорта: в середине октября выплаты были только за август.
Если до начала навигации-2007 не будет решений о передаче полномочий от центра регионам по финансированию речного судоходства, то, как полагает С. Овчинников, путевой флот останется на базах. А это грозит не только срывом завоза топлива на Ямал, но и всей навигации в Обском Заполярье. И вообще - самоликвидацией этого флота.
|