В ГУП `Пассажиравтотранс` за 6 месяцев 2006 года сэкономили 10 млн руб. - таков итог реализации программы предприятия по эффективному расходованию городских субсидий и минимизации расходов. Об этом рассказал журналистам главный инженер `Пассажиравтотранса` Сергей Маевский.
Откуда взялись эти миллионы? Из простой арифметики. У предприятия около 2 тысяч автобусов. Благодаря конкурсам на социальные маршруты на предприятии сумели оптимизировать свою сеть. Половина маршрутов досталась другим перевозчикам, и, вероятно, не самая удобная для `Пассажиравтотранса`. Иначе как бы на предприятии смогли перераспределить подвижной состав так, что затраты на его эксплуатацию снизились? Надо полагать, за счет сокращения суммарного пробега автобусов на 7%, а это означает уменьшение потребления ими топлива.
Экономия ресурсов - прежде всего
Топливо экономят и по-другому. Проводят конкурсы на его поставки, которые, как правило, выигрывает `Петербургская топливная компания`. Она предоставляет перевозчику скидку на 5% от розничной цены на горючее.
Кроме того, в трех автобусных парках, в которых сосредоточено 65% машин `Пассажиравтотранса`, внедрена электронная система контроля заправки Orpak, которая позволяет отпускать топливо, закупленное ГУП, только в баки казенных автобусов. Его залив тщательно дозируется.
При этом осталось загадкой, что было причиной экономии: то ли слив части топлива самими водителями, то ли погрешность оборудования АЗС `Петербургской топливной компании`? В таком случае можно только догадываться, сколько компания может взимать с других водителей в свою пользу за недолив горючего в год...
Также удалось снизить затраты после сокращения части автобусных парков. Если 1,5-2 года назад территории, которыми распоряжается ГУП, использовали только на 60-65%, то сейчас этот показатель увеличился до 95-98%. При этом 25-30% площадей теперь сдают арендаторам. В основном - свободные боксы ремонтных мастерских. Они высвободились за счет специализации двух ремзон.
Отметим, что арендаторы - частные перевозчики фактически пришли в цеха на все готовое: нового оборудования они, как правило, не закупают, а пользуются тем, что есть.
Диагноз: исправен
Совершенствуются системы диагностики автобусов. Они позволяют предупредить поломки дорогостоящих комплектующих во время рейса и вовремя отбраковать неисправные машины. Иными словами, удалось сменить аварийный ремонт на планово-предупредительный. А это значительно дешевле.
Особенно если учесть, что в компаниях Voith и Allison выдали специалистам ГУП `Пассажиравтотранс` разрешение на гарантийное обслуживание выпускаемых ими коробок передач. А Allison назначил ремонтников ГУП своим единственным дилером в Петербурге.
Еще одна из статей экономии - автобусные шины. Их стали покупать восстановленные: у импортных шин после этого пробег все равно дольше, чем у новых отечественных. Есть машины, которые на них откатали по 200 тыс. километров.
Использование импортных масел в `Пассажиравтотрансе` позволяет увеличить пробег подвижного состава между очередными заменами почти вдвое. А механизированные системы долива масла в двигатели обеспечивают их эффективный расход. В результате такое оборудование окупилось всего за 8 месяцев.
И монополисту денег не хватаетъ
- В планах - внедрение автобусов, работающих на сжатом газе, который значительно дешевле моторного топлива, - рассказал главный инженер `Пассажиравтотранса` Сергей Маевский. - Сейчас в седьмом парке обкатывают ЛиАЗ с газобаллонной системой. Для безопасности баллоны с газом размещают на крыше автобуса. Предполагается закупка 50 таких машин. Столько уже, кстати, вовсю эксплуатируют в Москве. Для заправки газом достаточно оборудование одной АЗС в каждом из парков, где появятся такие автобусы. Самое сложное - найти механизм финансирования проекта. Переговоры с ОАО `Газпром` на эту тему длятся уже три года.
По-видимому, в `Газпроме` считают подобные проекты для себя малопривлекательными. В Петербурге есть примеры, когда газовые АЗС после ввода в строй закрывали как нерентабельные. Потому многое будет зависеть от той позиции, которую займут в переговорах с `Газпромом` власти Петербурга.
Заметим, что в бюджете города ни в прошлом, ни в этом году не закладывали средств для обновления парка `Пассажиравтотранса`. Между тем в `Мособлтрансе`, например, на казенные средства недавно закупили
1 тысячу автобусов - пригородного варианта `мерседесов` турецкого и немецкого производства.
|