Приняты законы об исполнении бюджетов Петербурга за 2004 год и 2005-й, сообщила пресс-служба Комитета финансов администрации города. Однако процедура эта несколько затянулась. Отчеты об исполнении бюджета в Минфин РФ комитет отправил вовремя, но потом возникли разногласия из-за долговых обязательств субъекта РФ перед федерацией по строительству РАО `ВСМ`.
Этот долг образовался в 1997 году. Тогда началось строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом. Под него для привлечения кредита консорциума английских банков на сумму $200 млн были оформлены гарантии Минфина РФ и поручительство губернатора Петербурга Владимира Яковлева.
Поручительство городской парламент не утвердил. Невзирая на эту зыбкую правовую базу, строительство магистрали начали. У Московского вокзала за $49 млн вырыли огромную яму. А в 1998-м, после кризиса, реализация проекта, который признавался ранее рентабельным, была приостановлена.
В течение длительного времени долг в размере 2 млрд 611 млн руб. числился за Петербургом. Из-за этого возникали трения с Минфином РФ при утверждении годовых отчетов об исполнении бюджетов. Дело доходило до блокировки средств, выделяемых из федерального бюджета.
Попытки выяснить, куда же исчез крупный кредит, взятый под гарантии властей, предприняла Генеральная прокуратура РФ. Кстати инициировала судебные разбирательства о признании недействительным договора-поручительства партия `Яблоко`. Но дело не было закрыто.
Впоследствии Минфин РФ и Внешэкономбанк обратились с иском в Арбитражный суд к РАО `ВСМ` и правительству Петербурга о взыскании долга.
Правительство города со своей стороны предъявило встречный иск о признании недействительным договора-поручительства от 21.10.1997 (N 242). Тяжбу эту оно, в конечном итоге, выиграло в трех инстанциях. Было принято решение: долг в полном объеме в пользу Минфина РФ и Внешэкономбанка взыскать с РАО `ВСМ`. Вслед за этим отчеты об исполнении бюджетов за 2004-2005 гг. федеральное казначейство приняло без каких-либо претензий.
В Петербурге такое завершение дела вызвало вздох облегчения. `С Минфином все разногласия урегулированы, и в этом долгом деле поставлена точка`, - констатировала губернатор Валентина Матвиенко. Теперь виновник назван. Но вопросы все равно остались.
Почему Министерство финансов РФ, которое также давало гарантии под кредит вместе с правительством Петербурга, оказалось вне подозрения? Остался в тени и бывший губернатор города, поставивший подпись под договором поручительства. И, наконец, сможет ли ВСМ вернуть долг? Сопоставим ли он с его активами?
Примечательно, что РЖД и ВСМ собираются вновь заняться возведением высокоскоростной магистрали. С западными компаниями уже обсуждается проект закупок новейших транспортных средств. Очевидно, что деньги для реализации планов акционерного общества с преобладающей долей государства будут выделены и из бюджета. Но где гарантия, что они вновь бесследно не исчезнут, похоронив под собой очередной проект века?
|