В ОАО `РЖД` отмечают, что нынешней осенью после выведения из его состава грузовой перевозочной компании структура грузоперевозок практически не изменилась.
Одна из них - стабилизация темпов роста объемов транспортировок, которое связано с торможением динамики развития российской экономики в целом. А ряд российских промпредприятий даже уменьшил отгрузку продукции. Снизились и темпы увеличения экспортных отправок таких товаров, как нефть, металлы и минудобрения. Тем не менее в целом в 2005 году в ОАО `РЖД` перевезено 1,3 млн тонн грузов, что на 4,3% больше, чем в 2004-м.
Нефть медленнее перетекает в цистерны
За 10 лет доля железнодорожного транспорта в суммарном грузообороте РФ существенно возросла. Сегодня она превышает 41% (с учетом объемов транспортировок по трубопроводам), что больше на 7%, чем в 1996-м. Более половины грузооборота отечественных железных дорог обеспечивают перевозки каменного угля и нефти и нефтепродуктов, черных металлов. В 2005-2006 гг. дополнительный прирост дали транспортировки стройгрузов и зерна. При этом темпы увеличения перевозок нефтепродуктов стали сокращаться.
Еще одна тенденция - снижение доли перевозок в международном сообщении. В основном за счет импорта - при том, что объемы экспорта продолжали расти. Это характерно не только для сектора транспортировок, обслуживаемого подвижным составом ОАО `РЖД`, но и альтернативными частными компаниями, доля которых в грузовых перевозках стремительно растет. Если три года назад она составляла около четверти, то сегодня превышает 30%. Причем частные операторы перевозят, как правило, самые доходные грузы (нефть и нефтепродукты, минудобрения).
Российские порты - зоны роста
При этом отмечается рост внешнеторговых грузовых перевозок железнодорожным транспортом в сообщении с морскими портами. В первую очередь - с терминалами СЗФО. По прогнозам специалистов проектного института `ГипроТрансТЭИ`, в 2010 году грузооборот в этом направлении может достигнуть 110 млн тонн, а в 2015-м - 155 млн тонн. Основными номенклатурами грузов, перевозимых по Октябрьской железной дороге - филиалу ОАО `РЖД` к портам Северо-Запада РФ, являются уголь и нефтегрузы. В 2004 году эти показатели достигли соответственно 15,6 и 14,2 млн тонн, а к 2010-му прогнозируется их рост до 22,7 и 52,7 млн тонн соответственно. Больше всего по ОЖД доставляют грузов в порт Петербург. В 2010 году их перевезут, как ожидается, 30 млн тонн против 22,1 млн тонн в 2004-м, а вывезут из порта - 6,6 млн тонн против 2,4 млн тонн в 2004-м.
|