На прошлой неделе президент Владимир Путин ответил на вопросы российских граждан. Из ответов следовало, что федеральные власти вроде бы знают обо всех проблемах. И законы в РФ приняты хорошие. Вот только исполняются они плохо...
Взять, скажем, меры по ужесточению контроля за оборотом алкогольной продукции. Планы выглядели красиво, но стали их осуществлять - и начались сплошные неприятности: то программный сбой в единой системе учета, то новые акцизные марки не успели напечатать в срок, то не продумали процедуры перерегистрации уже выпущенной или ввезенной из-за рубежа продукции... Хотел было премьер Михаил Фрадков найти виновных и наказать, но, посетовал В. Путин, так и не смог: `Никто не хочет нести ответственности`.
Действительно, кто же станет добровольно класть голову на плаху?
Нет хозяина и у русского леса. Древесины много, но те, кто легально ее заготавливает, нищенствуют. Никто не спорит, что пора поставить на границе заслоны вывозу сырья и создать условия для глубокой его переработки внутри РФ. Но как это лучше сделать, до сих договориться не получается. Видно, далеко сидят друг от друга чиновники разных ведомств. Не слышат они друг друга. А за межведомственную волокиту ответственности в РФ не предусмотрено.
Корни других проблем
В. Путин видит на региональном уровне. Власти субъектов РФ едва ли не саботируют федеральные решения. Скажем, развели `базар, чьи активы дороже`, и это мешает консолидации имущества в единой государственной авиакомпании. При этом, правда, сложно понять связь между спорами о перераспределении бюджетных потоков между центром и субъектами РФ при объединении авиапарков и задачей обеспечения безопасности авиаперевозок.
Вот, скажем, создали Росморпорт. Стали ли от этого российские морские порты лучше обслуживать флот, эффективнее развиваться система причалов? Очевидно пока только одно: в итоге увеличились расходы судовладельцев при посещении отечественных портов.
Аналогичные последствия заметны и в других сегментах рынка, которые начинают регулировать федеральные чиновники. Вроде бы они заявляют благие цели. Но почему-то госинвестиции используют ради наращивания объемов госсектора, госнакопления - ради пополнения золотовалютных ресурсов. А все разрабатываемые программы оборачиваются ростом нагрузки на кошелек рядовых граждан.
Чем активнее борьба с `теневой` экономикой - тем выше цены на ширпотреб и продовольствие. Забота о репродукции и увеличении продолжительности жизни населения сопровождается ростом затрат из семейных бюджетов на оплату медицинских услуг. Под разговоры о необходимости лучшей подготовки женщин к родам (ведь выплаты после рождения ребенка этих проблем не решают) расходы на такие услуги уже стали сопоставимы со стоимостью хорошего автомобиля, что по карману совсем немногим. Принимают программы, стимулирующие развитие лесопереработки, - дорожают стройматериалы и мебель. Хотят развивать дороги - растут поборы с автоперевозчиков, что оборачивается в конечном итоге увеличением транспортных тарифов...
Хорошо, что власть знает об этих проблемах. Но все-таки будет лучше, когда она начнет их решать.
|