Министр транспорта РФ Игорь Левитин объявил о том, что в РФ намерены ужесточить меры по отношению к старым автомобилям. Это связано с тем, что в РФ начинают действовать экологические стандарты - пока на уровне, соответствующем евро-2.
Правда, пока неясно, какими способами намечено ограничить использование подвижного парка, который не соответствует этим нормам. Старые машины, которые колесят по российским дорогам, по-видимому, еще долго будут использовать их владельцы.
И все же, пожалуй, впервые за последние годы в РФ озаботились тем, чтобы подойти к проблеме автомобилизации населения с точки зрения природоохранных мер.
Ранее борьба со старыми машинами велась в ином русле. Это видно хотя бы по концепции развития автопрома РФ от 16 июля 2002 года. В ней, по сути, сказано лишь о необходимости проводить целенаправленную политику по ограничению импорта автомобилей. С тех пор и развернулась борьба против ввоза подержанных иномарок.
Она велась преимущественно административными мерами: в РФ поэтапно повышали ставки таможенных пошлин, налогов, выравнивали уровни налогообложения при ввозе автомобилей юридическими и физическими лицами, чтобы дилеры не оптимизировали свои расходы за счет закупок старых машин у частников.
В результате в 2003 году объемы импорта транспортных средств в Россию сократились, по сравнению с 2002-м, на 20%. В 2004-м были найдены другие схемы ввоза машин из-за границы, и импорт вырос на 31%, превысив объемы 2002 года. Однако его структура заметно изменилась: в РФ стали поступать в основном новые автомобили. И в торговом обороте через дилеров их доля превысила 90%.
В большинстве случаев эти фирмы учреждены компаниями-производителями. Это ООО `Фольксваген Груп Рус`, `Ниссан Мотор Рус`, `БМВ Русланд Трейдинг`, `Дженерал моторс СНГ`, `Тойота Мотор`, ЗАО `ДаймлерКрайслер Автомобили РУС`, `Форд Мотор Компани`... Именно их представители активизировали борьбу за ужесточение экологических стандартов в РФ.
Такая стратегия направлена, с одной стороны, на заботу о безопасности дорожного движения и снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду, а с другой - на то, чтобы вытеснить с рынка самые дешевые модели.
Российские автозаводы производят около 1,2 млн автомобилей в год, благодаря чему Россия среди стран - производителей машин находится во втором десятке. Однако спрос составляет 1,7 млн машин в год, и разницу приходится возмещать за счет импорта или сборки иномарок на российских заводах. Причем доля последних в 2004-2005 гг. удвоилась.
Такая тенденция заставила обновлять модельный ряд выпускаемых отечественных машин. Сегодня для автозаводов нет проблем с введением экологических стандартов евро-2. Скорее, они добавляют проблем покупателям, которые нацелились на приобретение самых дешевых машин: они подорожают.
Впрочем, сегодня спрос на автомобили значительно превышает спрос: за машинами в автосалонах выстраиваются в очередь. Это, с одной стороны, способствует повышению цен, а с другой - все-таки облегчает отечественному автопрому менять технологии, чтобы улучшить качество машин и подтягиваться вслед за международными стандартами. Хотя конечно же в этом отношении в РФ будут все время отставать. Ведь в странах ЕС уже переходят на стандарты евро-4 и евро-5.
Представители автодилеров считают, что в таких крупных городах РФ, как Москва и Петербург, учитывая темпы роста автомобилизации, следовало бы для оздоровления ситуации на дорогах вводить ограничения для использования старых машин. Особенно при выезде на скоростные автотрассы. Ведь если автомобиль стоит $300-500, у его владельца нет особых стимулов его беречь, что создает дополнительные предпосылки для ДТП.
Такие предложения встречают сочувствие у властей. Но до практических мер дело пока не доходит.
|