В рамках 7-й Российской венчурной ярмарки НП `Фондовая биржа `РТС` организовала в игровом режиме IPO на своей новой площадке RTS START. К концу года биржа планирует проводить первичное размещение акций компаний небольшой капитализации так называемых mid-caps уже не виртуально, а реально.
На тренинг-площадке, где был смоделирован процесс первичного размещения акций, участвовали пять компаний-эмитентов разных отраслей, в том числе петербургское ООО `Cbonds`. Эмитент презентовал проект, а его консультант давал к нему пояснения.
Размещение происходило без предварительного депонирования ценных бумаг и денег. Каждый из участников получил пять жетонов номиналом $1 млн (2 жетона), $500 тыс. (1 жетон) и $200 тыс. (2 жетона). Инвесторы подавали заявки на покупку акций через сотрудника биржи, который затем их вводил в торговую систему. Процесс продажи отображался на экране в реальном режиме времени.
По правилам RTS START в торгах участвовали эмитенты с размером выручки до $40 млн и с капитализацией - до $100 млн. Так, к примеру, стоимость ООО `Cdonds` ИК `Антанта Капитал` (консультант) оценила в $2,7 млн. А 35% пакет, выставленный на торги, исходя из этой суммы, составил $941 тыс.
ОАО `Институт сетевых технологий` продавало, в том числе, часть акций, принадлежавших менеджменту и Российскому технологическому фонду. Фонд - венчурный. А через IPO он смог выйти из состава акционеров. На сегодня, кстати, выход венчурных фондов из российских компаний через IPO достаточно проблематичен. Об этом говорили в своих выступлениях на прошедшей ярмарке западные специалисты. В целом потребность пяти компаний в заемных средствах на развитие колебалась в широком диапазоне - от $1 млн - до $37 млн.
После подведения итогов определились победители. Первое место по объему привлеченных средств, по сравнению с заявленной суммой, заняло ООО `Сbonds`, второе - ОАО `Институт сетевых технологий`, на третьем оказался ООО `Диатоновый комбинат`.
Деловая игра, как потом сказали организаторы ярмарки и профессиональные участники фондового рынка, прошла на хорошем уровне.
Генеральный директор московской компании `Ковчег Паркет` Александр Кочаров участвовал в виртуальном IPO в качестве инвестора. По его словам, этот опыт ему пригодится для подготовки IPO собственной компании. Следует отметить, что первое игровое IPO состоялось в рамках третьей венчурной ярмарки. Но тогда, как заметила при подведении итогов исполнительный директор РАВИ (Российская ассоциация венчурного инвестирования) Альбина Никконен, результаты были хуже, поскольку ни рынок, ни сами эмитенты не созрели для проведения IPO.
Первое реальное IPO в России было проведено в 2002 году. На сегодня через первичное размещение прошли уже 45 компаний, которые привлекли, таким образом, $21 млрд. Пока большая часть эмитентов стартовала за рубежом (из 45 - 31).
В России рискнули продать ценные бумаги 17 компаний как крупные, так и сравнительно небольшие. В качестве примера можно назвать Роснефть, разместившую в этом году в РФ $4,5 млрд. Объем средств, полученных не очень крупными эмитентами, колеблется в пределах $8-15 млн.
В прошлом году через IPO получила $8 млн компания ПАВА (Хлеб Алтая). Сейчас количество иностранных эмитентов на шести международных биржах сокращается. В период с 2002-го по 2006-й их количество снизилось с 1896 до 1523. По прогнозам, в 2006-2007 гг. ожидается оживление на рынке IPO в России.
РФ еще отстает от западных бирж по технологии проведения IPO, но зато у нас меньше, чем за рубежом, затраты на организацию первичного размещения (от $500 тыс.). В среднем они составляют 10-20% от суммы эмиссии.
|