На будущий год в Ленобласти, по прогнозам, 30 из 204 поселений перестанут быть дотационными. Таков один из позитивных результатов выходящего на финишную прямую первого года реформы местного самоуправления.
Чего пока не хватает местной власти, так это опыта и уверенности в своих силах. Взять хотя бы изменения, происходящие в структуре удельного веса бюджетных доходов. Они весьма интересны.
В консолидированном бюджете области все большую долю `отвоевывает` для себя налог на доходы физических лиц. В будущем году, как ожидается, его удельный вес в общей сумме доходов составит 34,7%, тогда как налог на прибыль организаций - 30,4%. Как известно, примерно треть средств по подоходному налогу поступает в муниципальные бюджеты. Для ряда органов МСУ это имеет принципиальное значение.
Так, в нынешнем году бюджет одного из муниципальных образований Ленобласти именно благодаря поступлениям по этому налогу удалось удвоить по сравнению с плановым заданием. При этом что любопытно: недавно представители этого муниципалитета просили у области денег на достройку своего стадиона, имеющего поле с искусственным покрытием. То есть стремление получить финансовую поддержку сверху, как в советские времена, в поселковых советах остается.
Не только полномочия,но и финансовые ресурсы
Продолжается процесс передачи части госполномочий на места. В Ленобласти в законопроекте о бюджете на будущий год, как сообщил вице-губернатор Александр Яковлев, только на исполнение госполномочий в сфере социальной защиты населения предусматривают направить муниципалитетам 2,4 млрд руб., что на 34,6% больше уровня нынешнего года. А субвенции социальной ориентации, которые будут направлены районам и поселениям, составят в общем объеме межбюджетных трансфертов около 5,7 мрлд руб.
Но реформа местного самоуправления подразумевает не только передачу муниципалитетам полномочий и финансовых ресурсов для их исполнения. Предусмотрено, скажем, постепенное изменение системы распределения дотаций муниципальным районам. Если с началом реформы объем каждой из них рассчитывался, исходя только из уровня доходов и расходов муниципального образования, то на будущий год пятая часть таких дотаций, в соответствии с законодательством, будет формироваться уже с учетом уровня бюджетной обеспеченности территорий. Так, постепенно, к 2009 году дотационный механизм предстоит полностью перевести на финансирование `от уровня бюджетной обеспеченности`.
Очевидно, что при этом основной объем дотаций будет направлен на поддержку `бедных` районов. Самодостаточным муниципалитетам предстоит в значительной степени рассчитывать на собственные силы и средства, учиться зарабатывать больше денег. Отсюда и логика: меньше ждать помощи сверху, активнее действовать самим.
Муниципалитеты учатся управлять
Что касается первого года реформы, то в Ленобласти настолько финансово подстраховали новые органы местной власти, что часть целевых субвенций муниципалитетам не удается быстро освоить. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов. С учетом этого иные предсказания о грядущих массовых дефолтах местных органов власти представляются сильно надуманными. Точнее, в `эпидемию` этот процесс не перерастет.
По мере разграничения имеющейся собственности на федеральную, региональную и муниципальную будут появляться и новые источники пополнения местных бюджетов. Правда, следует отметить, что даже уже имеющейся у них собственностью многие муниципалитеты пока распоряжаются недостаточно энергично.
Как следствие - в области, например, заI полугодие 2006 года убытки муниципальных предприятий составили более 300 млн руб. И дело, как выяснилось, не в вечно оказывающейся в финансовом прорыве ЖКХ. Ее убытки составили лишь 6% от их общей суммы. Недостаточно энергично местная власть работает с землей, с арендными источниками пополнения бюджетов, с недоимщиками в этой сфере.
Придется зарабатывать самим
На будущий год ситуация может еще более осложниться. Федеральный законопроект о бюджете на 2007 год предусматривает изменение нормативов распределения арендной платы за землю, находящуюся в госсобственности, до ее разграничения. Пострадавшими при этом окажутся сельские поселения, в бюджеты которых поступает в нынешнем году 100% таких неналоговых доходов; а на будущий год поступит лишь 50%.
Кроме того, в этом году городские и сельские поселения получают 100% арендной платы за участки, выделенные для жилищного строительства. В 2007 году этот норматив также уменьшится вдвое. Все это свидетельствует об одном: местной власти надо скорее вырастать из `коротких штанишек`.
|