В Мраморном дворце Русского музея появилась возможность посмотреть уникальную фотовыставку американского коллекционера Генри Буля `Разговор руками`.
Выставка уже была показана в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк и Бильбао), а также в Фолькванг музее в Эссене (Германия). В России она экспонируется впервые. Более 150 работ 145 фотографов мира объединены одной-единственной темой: их снимки показывают разнообразные руки во всевозможных видах и ракурсах, руки людей известных и не очень. Фотографии порой неожиданные и часто эпатирующие.
Коллекционер Генри Буль - бывший фотограф, специализирующийся на съемках свадеб, разбогател, получив наследство. Однажды на аукционе Кристис в Нью-Йорке его поразила одна фотография, на которой красивые руки художницы Джорджии О`Кифф застыли в неком пластическом танце, показывая всю грацию и выразительность человеческих рук. Это была работа легендарного американского фотографа Альфреда Штиглица `Руки с наперстком`. Свежеиспеченный миллионер купил ее за $398 500 8 октября 1993 года. Стоимость фотографии оказалась рекордной и тут же вошла в книгу рекордов Гиннесса. Так было положено начало будущей коллекции Генри Буля и определено ее направление.
Сейчас в коллекции Буля более тысячи снимков. Здесь можно познакомиться с творчеством таких известных мастеров, как Мэн Рэй, Эль Лисицкий, Роберт Раушенберг, Ласло Мохой-Надь, Синди Шерман, Роберт Мэпплторп, Александр Родченко, Энди Уорхол, и многих других известных и совсем не известных фотографов.
Однако современным мастерам светописи не стоит кидаться со своими шедеврами к коллекционеру. Свою фотоколлекцию Генри Буль завершил и перешел к собиранию тех же рук, но уже в виде скульптуры. Видимо, не случайно данная экспозиция после Русского музея поедет в Москву, в гости к скульптору Зурабу Церетели в его Музей современного искусства. Будущий хозяин не замедлил появиться на открытии, протянув американскому гостю руку для рукопожатия, унизанную увесистыми перстнями.
Сам же коллекционер поражал скромностью своих одеяний и поведения. Принадлежность к выставке выдавала лишь его футболка с фотоизображением рук. Худощавый и невысокий американец с манерами простого человека, он сильно контрастировал с представительным и значимым Зурабом.
Отбор работ для выставки был сделан специалистами музея Гуггенхайма, а в формировании экспозиции участвовал известный питерский искусствовед, куратор выставки Валерий Вальран.
- Выставка знаменательна, она показывает, что может сделать один человек, имея возможности и желание. Удивительно, насколько быстро собрано столь значимое и качественное собрание - практически за несколько лет. Изображение рук - вроде такая простая идея. Но никому в мире она не пришла в голову. Я считаю, что в этом состоит гениальность Буля как коллекционера, - сказал он.
Экспозиция разместилась в 5 залах. В первых двух прослеживается хронологический экскурс в историю фотографии, где разместились ее звезды, оказавшие влияние на развитие светописи. Есть настоящие раритеты. Например, фотоизображение 1840 года, принадлежащее У. Г. Ф. Тальбольту - изобретателю светочувствительной бумаги, на котором отображен текст `Строфа из Оды к Наполеону`, написанная рукой лорда Байрона. Это очень символично, поскольку сущность фотографии - это ее способность тоже писать, только с помощью света.
Три оставшихся зала - тематические. В одном раскрывается язык рук, где показаны собственно их портреты. Следующий зал - не для слабонервных. Здесь объектами фотографии становятся: отрезанные руки - работа Пола Маккарти `Правая рука`, умирающий ребенок - `Последний свет` Салли Мэнна, `Рука убийцы N 7` Алана Говенара и другие ужасы. Последний зал посвящен репортажной фотографии, где тема рук выступает лишь опосредованно.
Есть и забавные фотографии. Например, работа Робера Дуано `Хлеба Пикассо` 1952 года. Мы видим портрет художника и его большие натруженные руки, лежащие на столе, но, приглядевшись, замечаешь, что это вовсе не руки, а булочки или крендельки необычной формы. Это фотография-розыгрыш.
Или неожиданный ход Джеймса Несмита: под диптихом с изображением руки пожилого человека и сморщенного яблока - подпись `Иллюстрация происхождения некоторых горных цепей путем сморщивания земного шара`. Выставка поражает своим тематическим и стилистическим разнообразием. Только способов фотопечати можно насчитать 32!
Судя даже по части коллекции, Генри Буль видится человеком неординарным. Это выразилось даже в способе раздачи автографов. Вовлекая человека в некую игру, он просил обвести ручкой его собственную руку на титульном листе шикарного фотоальбома, выпущенного специально к выставке.
На вопрос, не собирается ли Генри Буль, как бывший свадебный фотограф, собирать поцелуи, коллекционер ответил отрицательно.
|