- Многое из того, что я говорю, рождается спонтанно, и, слава Богу, обычно я все это тут же забываю. - Михаил Жванецкий, как всегда, ироничен. - Иначе стал бы похож на пророка, оброс бы густой бородой и сидел в какой-нибудь расщелине. А я вот сижу сейчас перед вами и очень счастлив оттого, что собралось так много людей...
Сатирик представлял недавно в Петербурге (в кофейне клуба `Буквоед на Восстания`) свои новые книги: `Одесские дачи` и пятый том собрания своих сочинений `Двадцать первый век`. Жванецкий не был бы Жванецким, не преврати он эту встречу в непродолжительную, но искрометную серию монологов, выдержанных в фирменном стиле `дежурного по стране`.
- Скажите, для чего живет на свете человек?
- Чтобы умереть - если быть кратким. А вот что говорил мой дед: `Иди прямо, смотри прямо, не шарахайся из стороны в сторону, и тогда цель жизни обнаружится сама собой`. Я, например, до поры до времени не знал, что моим призванием станет сцена. Ничего удивительного! Просто однажды друзья мне сказали: `Ну выйди ты на эстраду и расскажи все то, что нам рассказываешь`. Вышел, начал рассказывать и до сих пор остановиться не могу. Я счастлив, что публика именно города на Неве, у которой было очень важное качество - полное отсутствие пошлости, сформировала меня как артиста. Сатирика всегда создает публика.
- Есть ли сегодня в России люди, которые могли бы называться властителями дум?
- Нет, их нет ни в России, ни во Франции, ни в США. Властители дум появляются тогда, когда в том есть потребность людей, когда общество сплочено, когда оно подвергается серьезным испытаниям. Есть писатели, подобные Солнцу, - они сияют днем. А есть писатели-лампочки, светящие в темное время суток. Из числа последних и получаются властители дум. Сейчас - не их время. Сейчас мы рассыпались. Раньше все мы рыли одну большую яму, всегда были друг у друга на виду, а теперь каждый роет свою нору. Может, и встретимся когда-нибудь в одной точке. Кто знает?
- И, что же, выходит, фраза `Так жить нельзя` сегодня, как никогда, актуальна?
- Ну это не совсем так. Наверное, даже и совсем не так. Нельзя жить так, как мы раньше жили. Но так хочется взять `оттуда` и перетащить `сюда` наших замечательных гуманитариев, наши песни, нашу поэзию или хотя бы наше понимание юмора! А юмор был высококлассным. Потому что `светлые головы` еще никуда не уехали, они ходили на концерты и делали артистов артистами. Вы, например, знаете, что главными цензорами А. Райкина были его друзья - академики, ученые-физики, умные, красивые люди? Мог его юмор быть пошлым? Но в целом так жить можно.
|