При проведении встречной проверки налоговый орган вправе истребовать документы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у иных лиц, участвовавших в цепочке производства и реализации товаров. Однако налоговый орган должен доказать наличие истребованных у организации документов, относящихся к проверяемому налогоплательщику.
Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 07.09.2006 N А26-12315/2005-27
Ситуация
Инспекция Федеральной налоговой службы РФ обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций на основании п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление документов для проведения встречной проверки.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявления налоговому органу отказано. По мнению налогового органа, суды сделали неправильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ. Инспекция считает, что при проведении встречной проверки налоговые органы вправе истребовать документы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у иных лиц, участвовавших в цепочке производства и обращения товаров, приобретенных налогоплательщиком.
Позиция ФАС Северо-Западного округа
Суд кассационной инстанции счел выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, однако последние не привели к принятию неправильного решения.
В абзаце втором ст. 87 НК РФ установлено, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Ответственность за неисполнение иными лицами требований налогового органа о представлении документов, предусмотренных в абзаце втором ст. 87 НК РФ, установлена в п. 2 ст. 126 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Из смысла приведенных норм следует, что применение предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ ответственности может иметь место в случае отказа организации представить имеющиеся у нее документы, истребованные инспекцией, либо иного уклонения от их представления. Таким образом, для применения п. 2 ст. 126 НК РФ налоговый орган должен располагать доказательствами наличия у организации истребованных инспекцией документов о проверяемом налогоплательщике.
Статьей 106 НК РФ установлено, что налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Налоговый орган не представил суду доказательств его получения Обществом требования о представлении документов. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии в противоправном бездействии Общества предусмотренных законодательством форм вины в виде умысла или неосторожности, поскольку Общество не получило требование налогового органа.
В силу п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
|