По данным Всемирного конгресса финно-угорских народов, в российских регионах, где проживают эти народы, в последние годы быстро растет информационное, гуманитарное и особенно экономическое присутствие зарубежного `финно-угорья`, то есть Финляндии, Эстонии, Венгрии и финно-угорских структур из Швеции, Норвегии, Дании, Латвии и Исландии. Только за январь - сентябрь 2006 г. их совокупные капиталовложения в экономику почти 20 финно-угорских субъектов РФ увеличились в целом почти вдвое: это рекордный рост за столь короткое время в сравнении с другими зарубежными инвестициями в этих субъектах РФ.
Что есть финно-угорская Россия? Это Республики Карелия, Коми край, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, многие районы Пермского края, Мурманской, Кировской, Архангельской, Костромской, Вологодской, Ленинградской, Псковской, Свердловской, Челябинской областей (между прочим зарубежные финно-угорские организации ныне требуют `воссоединить ненцев`, значит, и их ресурсы, в рамках одной республики).
В экономическом же плане это - 35% лесного, около 40% металлургического (включая цветные и редкие металлы), до 30% химического и, наконец, минимум 20% нефтегазового сырья России. А вдобавок - почти половина целлюлозно-бумажных мощностей и около 60% - химической промышленности РФ.
Плюс к тому Северо-Запад и Европейский Север России, да и Скандинавия с Эстонией связаны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком по магистралям именно через российское `финно-угорье`, на которое приходится до половины общей протяженности экспортных нефте- и газопроводов в РФ.
Словом, экономическую значимость упомянутых территорий трудно переоценить. И неудивительно, что, например, некоторые скандинавские фирмы намерены минимум на две трети финансировать строительство `финно-угорского Транссиба` - почти 500-километровой железной дороги между Архангельской областью, и Уралом (`БЕЛКОМУР`: Белое море-Коми-Урал).
Но этому проекту не везет, можно сказать, изначально: начали строить магистраль в первую половину 1920-х на концессионные деньги небезызвестного А. Хаммера, продолжили в 1940-1941 гг. (помешала война), опять взялись в начале 1950-х годов. В 1970-х - начале 1980-х ее должны были построить, по настоянию А. Н. Косыгина, вместо БАМа или вместе с ним, но БАМ, увы, не нуждался в проектах-конкурентах. Строили магистраль и в постсоветской России, но в конце прошлого года государство продало за бесценок свой контрольный пакет акций в `белкомурском` строительном консорциуме и отказалось инвестировать средства в сооружение этой артерии...
Так или иначе, инвестиции и технологии зарубежных финно-угров становятся весомым и, похоже, бессрочно значимым фактором для российского Севера и Северо-Запада. По крайней мере - для развития тамошнего финно-угорского бизнеса, который, по данным местных администраций, пока в зачаточном состоянии.
Как считает эстонский аналитик - консультант Всемирного конгресса финно-угорских народов Эйно, `в ближайшее время зарубежное бизнес-сообщество, этнически родственное российским финно-уграм, наверняка будет стимулировать быстрое развитие своего и их предпринимательства в РФ, чтобы по меньшей мере ослабить монополизм этнически чужого бизнеса в финно-угорских регионах России`.
|