На западном берегу Кольского залива в п. Видяево намечено построить специализированный терминал по перевалке сжиженного газа. Итоговые общественные слушания по поводу этого проекта прошли в конце сентября 2006 года. По этому поводу в Мурманске подписан соответствующий протокол.
Проект разработан ОАО `Гипроспецгаз` по заданию ОАО `Газпром` в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое расположено на шельфе Баренцева моря. Рядом намечено расположить завод по производству сжиженного природного газа.
И.о. первого замруководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области Петр Принц сообщил, что запасы месторождения оценивают в 3,66 трлн кубометров газа и 35 млн тонн конденсата. Разработка месторождения, в зависимости от его выхода на максимальную производительность, рассматривается в двух вариантах: первый - 71 млрд кубометров и второй - 94,6 млрд кубометров в год. Все будет зависеть от объема инвестиций в проекты. Судя по данным, представленным `Гипроспецгазом` в 2005-м, они в целом могут составить $41-70 млрд, из которых $12-17 млрд - доля проектов на территории Мурманской области.
В Мурманской области выдвинута идея создания особой экономической промышленно-производственной зоны, ориентированной на обустройство инфраструктуры добычи газа. В зависимости от варианта разработки месторождения она оценивается в 27,2, или 40,8 млн тонн в год.
Для доставки газа от добывающего комплекса до хранилища намечено построить морской трубопровод длиной около 580 км. После сжижения на заводе сырье предполагается подавать на терминал для отправки на танкерах водным путем. Для вывоза сжиженного газа понадобится флот из 38 танкеров дедвейтом 72-105 тыс. тонн. Однако теоретически у берегов Кольского залива готовы принимать танкеры вместимостью до 250 тыс. кубометров. Расчетная загрузка танкера предполагается в течение 16 часов. Среди прочих преимуществ Кольского залива - это возможность использования международных транспортных коридоров: Севморпуть, Транссиб и Север-Юг; близость транспортного узла к европейскому и американскому рынкам; надежная связь Кольского полуострова с промышленно развитыми регионами России через магистрали железнодорожного, автомобильного транспорта; относительно небольшая интенсивность судоходств.
Новый портовый комплекс способен дать дополнительный толчок газификации Мурманской области. Для этого предполагается строительство сухопутного газопровода, например от завода вдоль автодороги на Видяево с пересечением р. Тулома и выходом к автодороге Санкт-Петербург - Мурманск. Если труба дотянется в итоге до Волхова, то ее длина превысит 1336 км, треть которой пройдет по территории Мурманской области.
Первую очередь завода можно ввести в строй к 2011 году - при устойчивом финансировании и если проектно-изыскательские работы начнут в 2006-м, а ввод магистрального сухопутного газопровода - в 2014-2016 гг.
Планируемый срок эксплуатации Штокмановского месторождения - не менее 50 лет. За это время поступления в госбюджет РФ от налогов и взимания таможенных пошлин, по прогнозам, превысят $82 млрд.
Недавно была одобрена декларация о намерениях в инвестирование по проекту и проведены общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду во всех районах, на территории которых планируется прокладка сухопутного газопровода. В конце сентября такие слушания проведены в Мурманске, где и был подписан соответствующий протокол.
|