Региональная транспортная система способна стать катализатором экономики СЗФО. Ведь она может не только обеспечить услуги по грузоперевозкам, но и стимулировать приток инвестиций в опорные узлы логистических цепочек.
Улучшение инфраструктуры содействует развитию промышленности. Наконец, транспорт дает дополнительные заказы машиностроительным предприятиям. Правда, достичь мультипликативного эффекта сложно без применения кластерного подхода к инновационным проектам, сказала на международном форуме `Транстек-2006` председатель исполкома и вице-президент Ассоциации `Северо-Запад` Елена Хазова.
В 2006 году объемы грузоперевозок в регионе продолжали динамично увеличиваться. На 40% выросли транспортировки по автодорогам, на 30% - по стальным магистралям, на 36% - внешнеторговых грузов РФ. Причем солидная доля этого роста - за счет транзита по автодорогам. Часть грузов - транзит, который следует к сопредельным с РФ портам на автопоездах. В первую очередь - на финском направлении, где перевозки, кстати, выросли на 23%.
Рост грузопотоков создает предпосылки к инвестициям в логистический бизнес. Однако пока эти вложения вряд ли можно назвать эффективными. Во-первых, не удается привлечь к проектам крупных международных операторов. Во-вторых, спрос на складские услуги международного уровня растет, скорее, с учетом перспективы, а не имеющихся ресурсов грузовладельцев. Потому значительную долю занимает спекулятивный капитал, который строит новые логистические центры в надежде на перепродажу.
В-третьих, в субъектах разгорается соперничество за привлечение к себе грузопотоков. До сих пор не удалось выработать скоординированную программу развития транспортной системы СЗФО. Это повышает издержки транспортных проектов.
В-четвертых, развитие машиностроительных предприятий, инженерной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса не увязано с транспортными проектами.
В Минтрансе РФ давно уже планируют выработать региональные программы развития транспорта. В Ассоциации `Северо-Запад` надеются, что в СЗФО удастся реализовать пилотный проект, который мог бы дать предпринимателям ориентиры в сфере транспорта на перспективу. Причем с учетом особенностей региона, обслуживающего крупные экспортно-импортные товаропотоки. Прогнозы предполагаются с учетом развития транспортных комплексов соседних государств, включая Финляндию и Норвегию.
|