Обретя независимость в начале 1990-х, Эстония, оглянувшись на соседей, сделала явный крен в сотрудничестве в сторону Финляндии. Сегодня на долю этой страны приходится более четверти общего объема эстонского экспорта, а финны составили в 2005 году почти половину всех туристов, посетивших Таллин. Теперь в эстонской столице готовы исправить этот перекос и настойчиво развивать отношения с Петербургом и другими ближайшими соседями на Северо-Западе России. `Петербургские встречи в Таллине`, прошедшие 27-30 сентября, призваны были уточнить направления дальнейшего сотрудничества.
Такие встречи представителей деловых кругов, деятелей культуры, чиновников из сферы управления двух соседних городов проходят с 1999 года на регулярной основе. Но в этом году, пожалуй, как никогда ранее, в администрации Петербурга расcчитывали придать отношениям с соседями новый импульс. Накануне встреч в Таллине руководители Комитета по внешним связям петербургской администрации неоднократно публично выражали неудовлетворенность состоянием экономического сотрудничества и предлагали вести диалог более интенсивно.
Сегодня российские инвестиции в Эстонии представлены в основном в сфере транзитных перевозок. Зона Таллинского залива продолжает привлекать бизнесменов, считающих выгодным делом вложение средств в перевалку грузов. В 1990-е частные порты росли на побережье как на дрожжах. Теперь их дальнейшее развитие зависит от реконструкции и расширения магистралей на Восток, в Россию, от модернизации таможенных переходов на границе, где уже не справляются с многократно возросшим за последние годы потоком автомашин и грузов.
Для мэрии Таллина 16 действующих ныне портов не только приносят дополнительный доход, но и создают немало проблем. Сегодня из 46 км прибрежной зоны залива в черте города только 30 км доступны для посещения, да и то лишь частично. Мэрия сейчас ведет переговоры с собственниками портов, в том числе с правительством страны, чтобы открыть для жителей и туристов хотя бы часть этих территорий. Действует своеобразный график, согласно которому каждый год стремятся открыть, как минимум, один променад или прибрежную дорожку.
В дальнейшем в Таллине хотят реализовать амбициозный план застройки прибрежной зоны, непосредственно примыкающей к Старому городу. Там предполагают возвести объекты деловой и туристской инфраструктуры, торговли, отдыха и развлечений. Речь идет об уникальном и масштабном проекте, где потребуются архитектурная деликатность, умение вписать в историческую среду современные здания. Сейчас ведут поиск крупных инвесторов, способных вложить средства в столь грандиозную затею.
Тем временем побережье расчищают от завалов, придают новое назначение старым постройкам. В этом году, например, освободилось здание тюрьмы, заметно выделяющееся своими контурами на берегу. Тюрьму перевели в Тарту, где выстроено здание, отвечающее всем требованиям Европейского союза для содержания заключенных. А корпуса таллинской тюрьмы после их реконструкции займет ...университет.
Мэр Таллина Юри Ратас, отвечая на мой вопрос, заявил, что приветствует любые инвестиции, в том числе зарубежные, в городское хозяйство. Город со своим бюджетом (в 2006 году - 6,2 млрд крон) до всего не дойдет, везде порядок не наведет. Но приоритетной для инвестиций мэр назвал сферу туризма. Именно она, а также высшая школа и в целом образование могут принести наибольший эффект от сотрудничества в треугольнике Петербург - Хельсинки - Таллин.
В Таллине сейчас делают особую ставку на российских туристов, поскольку они готовы приехать в эстонскую столицу не только в высокий сезон. С октября по май, за исключением рождественских праздников, многие таллинские гостиницы не заполнены и наполовину и охотно принимают посетителей по вполне умеренной цене (30-50 евро в сутки с человека в двухместном номере). А Интернет упростил до элементарного запроса процедуру бронирования мест в гостиницах - можно заранее познакомиться с тем, какие услуги и удобства предлагает каждая из них.
Вновь становятся популярными у петербуржцев поездки в Таллин на выходные. Компания Еurolines, осуществляющая основные автобусные перевозки на маршруте, вынуждена постоянно наращивать число автобусов в регулярном ежедневном сообщении между двумя городами, увеличивать их вместимость. Растет и число организованных туристов, пользующихся услугами специализированных автобусов туркомпаний. Для многих это ностальгический туризм, возвращение в 70-80-е годы прошлого века, когда провести в Таллине выходные было привычным делом. Но выросло и новое поколение, решившее обратить внимание на ближнюю заграницу.
Отсутствие прямого железнодорожного сообщения между Петербургом и Таллином начинает тормозить этот растущий пассажиропоток. Парадокс, но в треугольнике трех балтийских столиц транспортная составляющая сегодня испытывает наибольшие деформации. Нет, паромы и вертолеты снуют через залив из Хельсинки в Таллин и обратно с завидной регулярностью. Но если Петербург и Хельсинки связаны ныне воздушным, паромным сообщением и ежедневно несколькими поездами, для которых уже готовят скоростное движение, то добраться в Таллин из Петербурга можно только по автодороге, которая к тому же на российской территории - отнюдь не европейского качества.
В мэрии Таллина сетовали, что решение такого рода проблем - в руках у руководства Эстонии, с которым город и так по ряду вопросов не находит взаимопонимания. Только что состоявшееся избрание президентом Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, имеющего шведско-американские корни, не добавляет оптимизма сторонникам укрепления диалога с ближайшими соседями.
Остается надеяться, что прагматизм экономических интересов и стремление людей к сближению в Балтийском регионе окажутся жизнеспособнее политических пристрастий и интриг.
|