Поначалу казалось, что увеличить объемы закупок у петербургских производителей окажется делом несложным. Однако по итогам прошлого года выяснилось, что многим компаниям по-прежнему не пробиться сквозь стену корпоративных стандартов ОАО `Газпром`. Почему? Это и стало темой дискуссий на III выездном семинаре-совещании координационно-методического совета рабочей группы по взаимодействию предприятий Петербурга
с ОАО `Газпром`.
Как выяснилось, формы подобного взаимодействия в разных субъектах РФ неодинаковы. Скажем, во многих регионах площадками для сбора предложений от предприятий служат специализированные семинары, которые увязывают с местными промышленными выставками. В ряде субъектов РФ контакты с монополистами помогают налаживать ассоциации и союзы предпринимателей. Скажем, в Нижегородской области этим занимается центр методологического развития ассоциации `Станкоинструмент`. Информации поступает много. Управленческий аппарат не всегда успевает дать свое заключение и рассортировать ее по кабинетам специалистов. Тем, кто претендует на роль поставщиков `Газпрома`, следует интересоваться судьбой своих проектов, на каком этапе они застряли: может, их и не отклонили совсем, а просто у кого-то из экспертов возникли вопросы, на которые они не получили ответа. Тогда бумаги просто положат под сукно: звонить и уточнять детали нет времени.
Судя по беседам со снабженцами `Газпрома`, в последнее время их интерес к импортозамещению и расширению круга партнеров в российских регионах подогрели крупные инвестпроекты, которые реализует компания. Добычу газа в ОАО `Газпром` к 2020 году намерены довести до 580-590 млрд кубометров. При этом предполагается модернизировать значительную часть оборудования, чтобы увеличить давление в системе газоперекачивания в 1,5 раза. Кроме того, идет строительство Северо-Европейского газопровода. Инвестпрограмма на 2006 год оценивается в 310,1 млрд руб., из которых 265 млрд руб. - капвложения, половина из них - в оборудование. Столь солидные планы повышают интерес к поиску новых партнеров, чтобы оптимизировать расходы.
Другой существенный момент: специалистов ОАО `Газпром` в первую очередь интересует не столько, что именно предлагает поставщик, а куда он до этого отправлял свою продукцию. Скажем, руководство ФГУП `НИИЭФА` им. Д.В. Ефремова уже два года предлагало целый набор своего оборудования. Однако отношение к предприятию изменилось, когда руководство `Газпрома` получило данные о том, где используют эти машины и приборы. Гендиректор `НИИЭФА` Олег Филатов сообщил, что за это время удалось пробить лишь заказ на поставку оборудования по обработке турбинных лопаток. Но после того как в ОАО `Газпром` узнали, что среди партнеров петербургского предприятия такие компании, как `Башнефть`, `Татнефть` и Siemens, удалось выйти совсем на другой уровень. Потому что речь пошла о том, как эти поставки могут сэкономить расходы заказчика и при этом улучшить качество работы при разработке новых месторождений газа. И таких примеров оказалось немало...
Наконец, III выездной семинар-совещание имел еще одну отличительную черту: ранее в `Газпроме` оставались равнодушными к разработкам петербургских научно-исследовательских организаций. На этот раз впервые они были приглашены со своими проектами. Опыт оказался удачен, и в `Газпроме` решили выйти за привычные рамки, в которых практически весь НИОКР был сосредоточен в отраслевых НИИ. Конкуренция пробивает себе дорогу.
Мнения специалистов
Александр Карагодов, заместитель гендиректора по качеству, начальник корпоративной системы качества
ООО `Газкомплектимпэкс`:
- Встречи в Петербурге показывают, что далеко не всем компаниям, которые хотят сотрудничать с ОАО `Газпром`, удается наладить партнерство в обычном порядке. Было бы проще, если бы между разными региональными выставками удалось наладить взаимодействие и специализацию. Тогда мы могли бы командировать соответствующих специалистов, чтобы свести к минимуму хождения по инстанциям внутри компании. Сейчас информация с выставок, презентаций, заседаний советов, рабочих групп к нам стекается хаотично. Много времени уходит, чтобы упорядочить этот поток.
Николай Смирнов, гендиректор ООО `Институт `Сварки`:
- Если внимательно изучить запросы ОАО `Газпром`, сформулированные в инвестпрограмме компании, то в ней можно найти немало незаполненных ниш. Например, обеспечение безопасности. Ведь увеличение давления в перекачивающих системах повышает риски аварий. Значит, нужно внедрять новые технологии контроля. Это осознали в ОАО `РЖД`, когда поставили перед собой задачу развивать скоростное движение. Сразу же изменились требования к качеству колесных пар для подвижного состава. По идее, и в ОАО `Газпром` следовало бы усилить работы по оценке остаточного ресурса оборудования, чтобы снизить риски аварийности в перспективе. У петербургских компаний есть широкий выбор оборудования, которое позволяет этого добиться.
Виталий Лопота, гендиректор `ЦНИИ робототехники и технической кибернетики`:
- Специалистам ОАО `Газпром` следовало бы обратить внимание вот на какой момент. Сейчас ряд организаций, связанных с инновациями, может получить на свои разработки гранты из госбюджета. Однако при этом ставится условие: средства выделят, если проекты сумеют привлечь инвестиции частных компаний. Такой вариант позволяет крупным заказчикам сэкономить на научных разработках. Этой возможностью уже воспользовались, например, в `Транснефти`. Однако не все еще, по-видимому, поняли, что сотрудничество с НИИ и инновационными фирмами может сегодня стать гораздо выгоднее, чем в прежние годы.
|