В бизнес-школы приходят те, кто уже имеет представление о технологиях предпринимательства. Теперь они хотят научиться делать деньги, получить навыки, как потребности общества превратить в прибыль, капитал. Этому помогает, в частности, подготовка по программам МВА. О том, какой должна быть система бизнес-образования, - наш разговор с директором Северо-Западного филиала в Петербурге Международного университета в Москве, профессором, магистром делового администрирования Александром Белявским.
- Александр Григорьевич, зачем топ-менеджерам и специалистам в сфере экономики учиться по программам МВА? Вообще надо ли собственникам предприятий учиться?
- Международный университет в Москве и его филиал в Петербурге дают его выпускникам российский госдиплом о послевузовском профессиональном образовании и сертификат Евросовета по бизнес-образованию. А сами программы МВА открывают им путь к вершинам предпринимательства.
Главная цель - освоить методологию решения управленческих проблем. Не случайно при обучении используют интерактивную систему освоения методических материалов, проводят командные тренинги, а учебный процесс максимально приближен к реальным бизнес-процессам.
Денежные потоки обслуживают четыре категории специалистов: наемный персонал, представители свободных профессий и владельцы малого бизнеса, крупные и средние предприниматели, инвесторы. Эти четыре сегмента взаимосвязаны, и между ними возможна миграция. Бизнес-школа ориентирует слушателей, как это сделать.
Если освоить двухгодичную программу МВА (а это тысяча академических часов плюс упорная самостоятельная работа), то, например, наемному работнику в дальнейшем будет проще стать владельцем предприятия, а собственнику фирмы - выступить в роли инвестора.
У наемного персонала базовая модель простая: `работа - расходы`. При переходе на ступень повыше, в средний класс, появляется другая схема: `работа - пассив`. Заработанное тратится на приобретение машин, дач, квартир - имущества, которое омертвляет капитал. Если бедные и средний класс работают ради денег, то богатые работают ради активов.
В известном смысле можно сказать: измените образ жизни, и вы получите шанс поменять свой статус. Но верно также и обратное: если вам повезет сменить статус, но вы при этом будете мыслить прежними категориями, жизнь может вытолкнуть вас обратно. Скажем, предприниматель, который перестает создавать активы, в конце концов окажется на грани банкротства.
- Каковы основные черты качественного бизнес-образования?
- Его фундаментальные основы всегда носят ярко выраженный прикладной характер. Есть общие принципы: как создавать и управлять активами. А есть формулы персонального успеха. Их мало выработать для себя в теории. Надо еще вооружиться набором интеллектуальных инструментов, чтобы на практике реализовать конкретные задачи - на производстве, в трудовом коллективе, в сфере управления, финансов, инноваций... Нельзя объять необъятное. Но можно грамотно поставить задачи, которые будут решать специалисты - финансовые аналитики, экономисты, бухгалтеры и аудиторы, инженеры.
Качественное бизнес-образование - это инвестиции в будущее. Это эффективный профессорско-преподавательский консалтинг. Это приобретение интеллектуальных активов, которые, как правило, быстро окупаются. По данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на их профессиональное образование и только 40% - на остальные факторы.
Те знания и навыки, которые дают высшие школы бизнеса МГУ, Академии народного хозяйства им. Плеханова, Международного университета в Москве, не репродуцируют чужие схемы успеха в бизнесе, на 80% опираются на опыт российского бизнеса.
Как показывают итоги прошлых лет, годовые доходы членов клуба МВА (дипломированных выпускников Международного университета - мастеров бизнес-администрирования) составляют в среднем $18-36 тыс. А это значит, что бизнес-образование в РФ окупается даже быстрее, чем на Западе, - всего за полгода работы в новой должности.
Кроме того, есть договоренности с рядом зарубежных вузов, где выделяют для лучших слушателей бесплатные гранты. Скажем, по договоренности с Университетом штата Кентукки (Eastern Kentucky Univercity) мы ежегодно можем послать туда 1-2 слушателя и выпускника программы МВА. Или на льготных условиях направить слушателей на стажировку в Университет на Мальте, или на продолжение учебы в Рим. Кстати, если поступать в такие бизнес-школы самостоятельно, то обучение обойдется в десятки тысяч евро...
- Цены на Западе за образование солидные. Но почему там все равно готовят несопоставимо больше специалистов в сфере предпринимательства, чем в РФ?
- На Западе государство всячески поощряет бизнес-образование. Потому что оно выполняет креативно-созидательную функцию - способствует созданию новых предпринимательских структур. Это дает мощный стимул развитию национальной экономики: чем больше игроков на рынке, тем выше уровень конкуренции и интенсивнее прогресс. Высокий уровень прозрачности западных компаний - также во многом следствие инвестиций в бизнес-образование. В развитых странах государство создает условия для таких инвестиций. В частности, через систему льготного кредитования студентов.
Недавно в Минэкономразвития РФ пришли к выводу, что в России многие проблемы - в низкой культуре ведения бизнеса. Поэтому прорабатываются меры для стимулирования подготовки кадров по программам МВА. Сегодня потребности отечественной экономики в них оценивают, как минимум, в 300 тыс. таких специалистов, а реально их готовят всего несколько тысяч в год.
В Минэкономразвития РФ собираются выделить бюджетные средства: около $250 млн - на создание базовой бизнес-школы в Москве и $100-150 тыс. - на аналогичный проект в Петербурге. То, что в РФ намерены финансировать бизнес-образование, хорошо.
Другое дело - на что именно их потратить. Может быть, целесообразнее вложить средства в программы кредитования слушателей на аналогичных условиях, какие давно уже существуют в западных странах? Это помогло бы расширить аудиторию слушателей. Ведь сегодня они в лучшем случае могут рассчитывать только на потребительские кредиты под высокий процент годовых. А методическая база образования МВА уже давно существует.
|