В сентябре с интервалом в несколько дней произошли два события, весьма наглядно характеризующих нынешнее состояние отечественного рынка бизнес-образования. В середине месяца в Москве прошла анонсированная ранее первая в отечественной практике процедура сертификации бизнес-тренеров. А на прошлой неделе, тоже в столице, с большой помпой был заложен первый камень в основание будущих корпусов новой отечественной бизнес-школы, которую заведомо называют лучшей в стране.
Оба события лишний раз показывают, что борьба за лидерство по разным направлениям делового обучения в ближайшее время будет обостряться как за счет появления новых игроков, так и через изменение негласной системы координат, по которым до сих пор оценивали преимущества различных направлений и способов обучения.
В том же, что конкуренция на всех направлениях и уровнях бизнес-образования - от краткосрочных тренингов до программ МВА - уже сейчас достаточно серьезная, уверено большинство участников рынка.
`Фаст-фуда` нет
Наиболее наглядно этот процесс можно наблюдать в сфере делового образования `высшей ступени` - программ МВА и ЕМВА, претерпевающей достаточно серьезные изменения. Последние, отметим, диктует в первую очередь не профессиональное сообщество, а перемены в запросах клиентов.
Как отмечает подавляющее большинство специалистов, бизнес-образование нельзя `получать впрок` - как университетский диплом, который придает обладателю определенный статус раз и навсегда. Эффективность же делового обучения напрямую зависит от связи с практикой. Если с проблемами, о которых говорят на занятиях, человек не сталкивался на практике, то и видеть ценность получаемых знаний он не будет.
Сегодня каждая присутствующая на региональном рынке бизнес-школа по совокупности параметров уникальна. Если человеку важно не просто МВА, а поход к обучению и содержание программы, то у каждого есть реальная возможность найти именно то, что ему наиболее близко.
Специалисты отмечают, что даже у двух лидирующих в области экономического образования государственных вузов Петербурга - Университета экономики и финансов и Государственного университета - программы бизнес-обучения серьезно различаются, хотя основа у обоих одна и та же - государственная высшая школа.
Все большее распространение начинают получать так называемые модульные программы МВА, представляющие собой фактически заочную форму обучения. Причем если до последнего времени основными клиентами данного направления были менеджеры и предприниматели из других городов страны, то сегодня все чаще эту систему выбирают и жители столиц.
Причина лежит на поверхности: многие слушатели программ МВА уже в течение обучения получают выгодные предложения о перемене места работы, которые нередко связаны не только с изменением жизненного графика, но и со сменой места жительства. Соответственно, это требует и перемены формата обучения. Модульная форма в данном случае становится оптимальным выходом.
Однако сегодня далеко не каждая бизнес-школа может позволить внедрить себе модульный формат. Как правило, на это способны российские партнеры западных бизнес-школ, которые могут пользоваться разработками своих материнских структур. Но и здесь есть, как минимум, один достаточно серьезный `подводный камень`: специалисты признают, что доля прикладной составляющей в международных программах МВА по-прежнему ниже, чем в российских. Потому круг потенциальных клиентов данного направления ограничен не только знаниями иностранного языка, но и спецификой бизнеса в конкретных отраслях и компаниях.
К примеру, такое распространенное на Западе направление, как `управление знаниями`, в России остается практически не востребованным. С учетом склонности подавляющего большинства отечественных руководителей к авторитарному стилю руководства, курс, обучающий гибкости в использовании интеллектуальных ресурсов компании, утрачивает сколько-нибудь весомое прикладное значение.
Предпочтения диктуют предложение
Весомое преимущество любой международной программы МВА, в которой принимает участие зарубежный вуз, - система контроля качества. Как утверждают представители бизнес-школ, работающих в данном направлении, получить документы об окончании программы нередко бывает сложнее, чем в любом отечественном университете, - настолько строги формальные правила, предъявляемые к слушателям. Например, в России иностранцы столкнулись с невиданной для них разницей в часовых поясах: когда во Владивостоке уже сдают экзамены, в Москве и Петербурге к ним еще готовятся.
Соответственно, есть теоретическая возможность, что слушатели одной и той же программы могут обменяться полезными сведениями. Хотя ни одного факта, доказывающего, что такая практика действительно имела место, выявлено не было, одних слухов и предположений оказалось достаточно, чтобы бизнес-школа, имеющая филиалы по всей стране, внесла изменения в экзаменационную систему.
Теперь во всех городах пишут экзамены одновременно - где-то вечером, где-то утром: на этом настоял зарубежный партнер.
Понять, ради чего такие строгости и формальности, может далеко не каждый слушатель бизнес-школы. Это неудивительно: практически все отечественные предприниматели и менеджеры имеют классическое высшее образование и, соответственно, привыкли к классической академической модели преподавания, которая в данном случае неприменима. Таким образом, эффективность и результат обучения во многом зависят от того, насколько быстро будет осознанна разница в методах и подходах.
Удается это пока далеко не всем. Не случайно среди потенциальных соискателей сертификата МВА до сих пор достаточно велика доля тех, кому важны не столько знания, сколько статус. По различным оценкам, таких среди обращающихся в бизнес-школы примерно половина. Именно за эту часть рынка, которую составляют наименее требовательные в плане качества и специфики обучения клиенты, идет наиболее жесткая конкуренция, в которой так или иначе участвуют практически все бизнес-школы, выдающие документ с заветными тремя буквами.
И здесь количество невольно вступает в конкуренцию с качеством: оценка заметности и успешности бизнес-школы потенциальными клиентами сегодня ведется в первую очередь по выпускникам, а не по рекламной активности. А значит, чем больше выпускников, чаяния которых были удовлетворены, тем шире приносящая новых клиентов сеть `сарафанного радио`.
Мнения спеиалистов
Сергей Федоров,
генеральный директор Открытой школы бизнеса
- Сформировать правильное ожидание - это главная сложность при работе с потенциальным слушателем. По сравнению с другими бизнес-школами нам при решении этой задачи приходится особенно трудно, поскольку мы больше других отличаемся от привычной вузовской системы. Нередко люди приходят с заранее сформированным стереотипом о бизнес-образовании, который совершенно не соответствует действительности. Например, хотят получить готовые рецепты, которых школа не дает: ее задача - обеспечить материалами, инструментарием для создания собственных рецептов. Или ждут, что преподаватели расскажут об уникальных бизнес-моделях, изучив которые, якобы можно построить эффективный и устойчивый бизнес.
Таких моделей тоже не существует, и мы стараемся это сразу донести. Идеальный вариант, когда человек перед заключением договора на обучение изыскивает несколько часов для спокойного ознакомления с учебными материалами, по которым ему предстоит заниматься, и формирует четкое представление о том, что будет предложено в рамках курса.
В последнее время появилась мода на профильное бизнес-образование. Сказать, что мы ее поддерживаем, - нельзя. По нашему мнению, МВА в маркетинге или финансах - нонсенс, поскольку в самом названии этой программы заложена нацеленность на менеджмент и общее управленческое искусство.
В то же время в наших учебных планах предусмотрены определенные тематические блоки - это обязательное требование западных программ МВА, поэтому по формальному признаку мы могли бы ради пиар-эффекта провести выделение отдельных направлений. Однако делать это не намерены. Повышение же доли специализированных курсов в программе лишает ее смысла МВА.
Татьяна Лебедева,
декан факультета магистерских и международных программ Международного банковского института:
- Предложение на рынке делового образования расширяется, это подтверждает и практика нашего института. В ближайшее время мы намерены расширить направления подготовки специалистов по программам послевузовского обучения. В частности, в этом году, ориентировочно в декабре, мы открываем программу ЕМВА на русском языке. В марте 2007 года - модульную программу МВА для иногородних слушателей, которая даст возможность получать образование, приезжая в Петербург несколько раз в год. На сегодня у нас есть четыре направления подготовки управленцев, в том числе три программы МВА - по финансовому менеджменту, банковскому менеджменту и корпоративным финансам, и одно - ЕМВА - по банковскому делу и финансам. Мы - четко специализированный финансовый вуз, этим и сильны.
Также с ноября наш институт начинает обучение по программе магистра экономики со специализациями `Банки и банковская деятельность` и `Финансы`. В январе этого года мы получили аккредитацию Европейской сети банковского обучения (EBTN) на проведение экзаменов на получение Единого европейского базового банковского сертификата EBTN. На сегодня мы - единственный вуз в СНГ, обладающий этим правом. Первый экзамен прошел в январе, выдача сертификатов состоялась в рамках празднования 15-летия нашего института в июне. Кроме того, нашему институту предоставлено право принимать экзамены как на английском языке, так и на русском.
|