Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Когда предприятия станут большими... - ЭиВ N 36 (622)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Когда предприятия станут большими...
No. 36 (622) 25.09.2006
Евгения КАЙДАНОВА
В каждой подотрасли российского машиностроения наметилась тенденция укрупнения предприятий
Автомобилестроение. В Россию, в частности в СЗФО, активно приходят полноценные, не `отверточные` иностранные производства. Только за последнее время стало известно о том, что на Северо-Запад РФ десантируются производства компаний General Motors, Toyota, Nissan, Ford (во Всеволожске), дилерский центр Porche (Петербург). Scania будет выпускать автобусы в Советске (Калининградская область).

При этом рост спроса на иномарки, даже подержанные, среди россиян, в основном из крупных городов, неуклонно растет в противовес спаду интереса к автомобилям отечественного производства. Это объясняется несколькими причинами: ростом благосо-стояния населения, падением доверия к нашей продукции, но основная - эксперты называют неспособность отечественных производителей выдерживать конкуренцию с иностранными ни по качеству, ни по дизайну.

Эксперты полагают, что строительство автопроизводств в России - далеко не по-следний шаг в части активизации иностранного капитала на нашем рынке. Ходят упорные слухи о покупке иностранными компаниями отечественных производителей. Об этом, например, заявили представители Volvo; в ОАО `АвтоВАЗ` происходят события, заставляющие предполагать последующую частичную продажу предприятия Renault.

Автодилеры, признают эксперты, будут укрупняться, произойдет ряд слияний и поглощений. Несколько автодилеров, объединенных сегодня под началом одного холдинга, вступят в переговоры с другими холдингами, возможно московскими, которые в последнее время заметно активизировались.

Предполагается, что только в Петербурге к началу 2007 года будет открыто около 160 новых автоцентров. Конкуренция в этом сегменте очень высока и будет продолжать ужесточаться. Возможно, вскоре мы сможем наблюдать перераспределение долей рынка между игроками, в том числе крупными.



Авиастроение. По различным оценкам, ресурса российского авиапарка хватит всего на несколько лет. Половина машин годна только на запчасти, остальные подлежат списанию (им 20-30 лет). Решение этой проблемы отраслевики и госорганы видят в укрупнении авиаперевозчиков, которые смогут позволить себе вкладывать средства в развитие, обучение персонала, обновление парка машин, а не экономить: у мелких компаний просто нет средств, хотя цены на билеты повышают.

Крупные компании переживут укрупнения и слияния, которые уже ожидаются в следующем году: это тенденция мирового рынка, и не только российского. Эксперты полагают, что объединяться компании вынудят объективные процессы: рентабельность снизится настолько, что некоторые перевозчики будут вынуждены уйти с рынка. Возможно, что на рынке останется не более десятка крупных перевозчиков.

Обновлять авиапарк в ближайшее время поможет и государство, частично отменив пошлины на ввоз импортных машин (пошлина 20% действует с 1993 года). О том, что Минтранс под руководством вице-премьера РФ Сергея Иванова готовит программу повышения безопасности авиаперевозок, уже не раз сообщалось в СМИ. Перевозчики давно обращались к власти с просьбой отменить пошлины на ввоз, но в течение пяти лет ситуация не изменилась, а число катастроф росло.

Укрупнение коснется не только авиаперевозчиков: к 1 апреля 2007 года планируется создать `Объединенную авиастроительную корпорацию`, которая почти на 80% будет контролироваться государством и включать в себя основные российские заводы-изготовители стоящего на хорошем уровне военного авиастроения и отстающего гражданского.

Корпорация призвана объединить для общей цели - подъема отрасли - деньги государства и усилия опытных профессионалов-авиастроителей.



Строительное машиностроение. События, определяющие общие тенденции на этом рынке, происходят в крупных городах и прилегающих к ним территориях - там, где есть потребность в строительстве, пятна под застройку и перспективы развития.

Хотя некоторые эксперты признают, что в сфере жилого строительства наметился некоторый спад, связанный с небольшим количеством территорий с подведенными коммуникациями, сокращением пятен под застройку и начальной стадией развития различных программ, например ипотеки. Основной упор, как предполагается, компании сделают на промышленное строительство. Провинции же не могут похвастать такими перспективами.

Спрос на строительную технику есть: компании нуждаются в обновлении автопарков и чаще всего закупают и берут в лизинг импортную технику, в основном - Liebherr, Atlas, Demag, но есть перспективы, что нужную технику по приемлемым ценам станут выпускать в СЗФО - в Ленинградской области. В конце августа 2006 года занимающая лидирующие позиции на рынке японская корпорация Komatsu, чья техника уже знакома предприятиям СЗФО, заявила о намерении построить производство в Петербурге.

Отечественные предприятия по изготовлению строительной техники вынуждены существовать со знакомыми российским производителям помехами: устаревшая материально-техническая база, недостаток финансирования, отсутствие внимания и предложений по решению проблем со стороны государства.

Эксперты полагают, что иностранные производители строительной техники будут постепенно приходить на наш рынок вместе со строительством своих производств на российских территориях, в частности в СЗФО.



Сельхозмашиностроение. Общая тенденция развития - укрупнение предприятий. Еще в марте 2006 года Правительство РФ заявляло о необходимости объединения производителей сельхозтехники как о единственном пути сохранения этой отрасли в России. Доля убыточных предприятий, сидящих перед бюджетом в долговой яме, составляет по различным оценкам около 50%.

Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев предлагал спасать отрасль, создав два-три производственных холдинга из финансово устойчивых, а значит - перспективных предприятий. Но практика показывает, что как раз последние пока не торопятся вступать в объединение с аутсайдерами.

Эксперты считают, что препятствием к объединению может также являться и контрафакт, выпускаемый такими компаниями под видом продукции известных брэндов. Все помнят конфликт, разгоревшийся между ЗАО `Петербургский тракторный завод` и ЗАО `ПО `Кировец`.

Компании, торгующие сельхозтехникой, также пока не спешат объединяться, а ищут пути упрочения своего положения на рынке в маркетинговых мероприятиях: продвижении продукции, разработке пакета бонусных услуг, различных дополнений к существующему комплекту оборудования, как, например, поступают ООО `Урожай`, ОАО `Леноблагроснаб`, ПК `Прогресс`.

Конкуренция на этом рынке высока, а спрос на технику остается низким. Также иностранные компании заявляли о своих планах по строительству заводов по производству техники на территории СЗФО, в частности в Ленобласти. Если эти планы осуществятся, неизвестно, как сложится судьба отечественных производителей и дилеров сельхозтехники. Возможно, расстановка сил изменится, ведь в крупных городах и прилегающих областях используют в основном тяжелую технику импортного производства; основные покупатели недорогой отечественной - мелкие сельхозпредприятия.



Мнение специалиста



Константин Чижиков, руководитель отдела автотехники

ЗАО `ПГ `Пром-индустрия`

`Предпосылки для слияний и приобретений различны - они могут быть как оборонительные, с целью защиты положения компании от неблагоприятных рыночных условий, так и наступательные, где основная цель - в своих интересах воспользоваться выявленными слабостями других компаний.

Не укрупнение является решающим фактором для сдерживания конкурентов и успешного освоения новых сегментов рынка, а эффективное управление бизнесом и использование любых инструментов, в том числе слияний и поглощений, для укрепления своих позиций на существующем рынке и завоевания новых перспективных рынков.

Государство может и должно выступать в качестве поддерживающего фактора в развитии отечественного автопрома (грузовые автомобили), размещая государственные заказы на предприятиях отрасли, инвестировать стратегически важные для государства проекты. Но государство должно обеспечить конкуренцию во всех сегментах автомобильного рынка России для качественного роста российской автомобильной промышленности.

Для тех производственных предприятий, которые не смогут противостоять более успешным участникам рынка, возможно и придется прибегнуть к стратегии слияния. Конкуренции со стороны серьезных европейских производителей грузовой техники (VOLVO, MAN, DAF, Scania и пр.), по моему мнению, смогут противостоять только несколько крупных российских производителей, но не во всех сегментах рынка.

Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru