Технические проблемы, которые возникли у некоторых поставщиков после изменения системы учета оборота спиртных напитков, в ассоциации `Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса` (АЛБИ) выдают за кризис на винно-водочном рынке.
Информацию о каждой бутылке с новой акцизной маркой должны занести в электронную систему учета ЕГАИС. Из нее она поступает в ФТС и ФНС. Однако программа дает сбои, и это осложняет отпуск спиртного дистрибьюторам.
Впрочем, как выясняется, сбои дает не только ЕГАИС: обнаруживаются несоответствия бухгалтерских документов реальному обороту спиртного. Следовательно, значительная часть продаваемой в магазинах продукции может оказаться фальсификатом.
Дистрибьюторы заморских напитков утверждают, что едва ли не половина российского вина фальсифицирована с помощью ароматизаторов или смешения сортовых виноматериалов с несортовыми.
На вкус и цвет товарищи... есть!
Однако в таможне подозревают, что больше всего подделок в поставках как раз импортных изделий. Аналогичной точки зрения придерживаются и в Роспотребнадзоре.
Государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно подписал документ о запрете продавать несколько сортов украинских и китайских вин, которые заняли нишу, ранее заполненную спиртосодержащими жидкостями из Грузии и Молдавии. У украинских и китайских изделий не только измененные вкус, аромат, цвет, но и высокое содержание вредных для здоровья веществ. Вызывают подозрения и некоторые партии вин из стран Европы и Южной Америки. По сведениям Г. Онищенко, белорусские вина на 80% состоят из молдавского сырья. Иными словами, белорусская этикетка - способ нарушить введенный в РФ запрет на молдавскую продукцию. Как выясняется, никакие запреты не мешают некондиционной продукции просачиваться на рынок.
Потому в Роспотребнадзоре настаивают на ужесточении контроля за рынком алкогольных напитков и повышении ответственности всех его участников за качество продукции - от производителей до розницы. Однако эти меры поставщики алкоголя воспринимают как дополнительную систему поборов, которая приведет к удорожанию алкоголя.
По оценкам петербургских ритейлеров, до введения санкций ежегодно в городе продавали молдавского и грузинского вина более чем на 1,2 млрд руб. Эти изъятия потребитель, вопреки прогнозам экспертов АЛБИ, не заметил: появились напитки в той же ценовой нише из других стран или российских производителей.
Рынок на грани передела
Анализ показывает: у предпринимателей, которые громче всех возмущается нововведениями, или значительная часть оборота спиртного скрыта в `тени`, или их продукцию вытесняют на прилавках сетевых магазинов напитки других поставщиков. И в первую очередь - из-за качества напитков.
В Петербурге значительно увеличилась прослойка покупателей, для которых вкус и качество алкогольных напитков имеют значение. Таких покупателей, как показывают опросы, совершенно не волнуют те мыльные пузыри, которые надувают в публикациях в СМИ отдельные поставщики спиртного. Выбор напитков на прилавках по-прежнему отличается разнообразием как по цене, так и по качеству. Во всяком случае никакого дефицита, о котором с конца 2005 года предупреждают в АЛБИ, не видно.
Это создает почву для предположения, что принимаемые государством меры для наведения порядка в обороте спиртным отдельные игроки используют как средство конкуренции. Очевидно, существуют и другие факторы для перераспределения сфер влияния на рынке. Логика и процессы, происходящие в смежных отраслях экономики, подсказывают: сегодня на рынке слишком много мелких операторов.
Чтобы выжить в новых условиях, они должны искать способы снизить издержки. Ранее экономили за счет выпуска некондиционной продукции, а то и фальсификата. Теперь это делать сложнее. Придется искать легальные способы экономии. А это неминуемо подтолкнет к концентрации капитала и укреплению вертикально интегрированных структур. И не исключено, что у них в перспективе будут другие хозяева. Можно даже предположить, что нынешняя неразбериха с ЕГАИС, усиление рвения сотрудников Роспотребнадзора, налоговых и таможенных служб - часть сложной игры, в результате которой разорят некоторых из нынешних игроков. Дело в том, что в целом предложение на рынке сегодня значительно превышает спрос, из-за чего падают обороты производителей спиртного, и в первую очередь - легальных.
Очередной виток цен
После завершения передела рынка у оставшихся на плаву компаний появится повод для повышения цен. Заметим, что в Минэкономразвития РФ предупреждают: производители слабоалкогольных напитков и пива также ждут удобного момента для повышения стоимости своей продукции.
В результате может сложиться ситуация, когда все игроки синхронно сменят ценники. Повторится тот же сценарий, который вызвал рост цен сначала на металл, а потом и на цемент. Снова начнутся антимонопольные расследования и проверки Генпрокуратуры РФ, которые, как обычно, ни к чему не приведут.
Первые признаки развития алкогольного рынка по такому сценарию налицо: в июле алкогольная продукция, согласно данным Росстата, в целом подорожала на 0,9%. При том, что инфляция за этот месяц составила 0,7%.
Есть сведения, что Генпрокуратура РФ заинтересовалась ситуацией на рынке алкогольной продукции. Правда, пока проверки затрагивают порядок исполнения актов законодательства о госслужбе и закупках продукции для государственных нужд.
|