Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Машиностроители наверстывают упущенное - ЭиВ N 35 (621)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Машиностроители наверстывают упущенное
No. 35 (621) 18.09.2006
Андрей ЛАЗАРЕВ
Сегодня в СЗФО выделяются три ведущих центра машиностроения: Петербург лидирует по объемам выпускаемой продукции, Архангельская область - по уровню специализации, Ленинградская область - по привлеченным инвестициям
Российское машиностроение долгое время пребывало в кризисе и только после 2000 года начало выходить из него. Темпы прироста объемов производства в отрасли на Северо-Западе были выше, чем в среднем по стране. С опережением развивались транспортное и металлургическое машиностроение, электротехническая промышленность и приборостроение. Именно в них были зафиксированы наивысшие для предприятий отрасли уровень рентабельности и темпы уменьшения доли убыточных предприятий.



Модернизация производства



За последние 6 лет максимальные темпы роста в отечественном машиностроении наблюдались в 2002 году (+29,7% к 2001-му). В дальнейшем они снизились. Основная причина - в исчерпании эффекта девальвации рубля, стимулировавшего импортозамещение. Кроме того, к ассортименту и качеству продукции машиностроителей российские потребители стали предъявлять все более высокие требования, удовлетворить которые основная масса предприятий пока не в состоянии.

Выживанию петербургских заводов способствовали реструктуризация активов и техническое перевооружение основных цехов. Благодаря этому появились выгодные заказы из-за рубежа. Все это вместе взятое позволило предприятиям улучшить финансовые результаты и аккумулировать инвестиционные ресурсы для начала процессов реконструкции, когда меняется не только парк машин и станков, но и технология производства.

Одними из первых по этому пути пошли в энергетическом и транспортном машиностроении. Именно на предприятиях этой отрасли на Северо-Западе России стали выпускать наукоемкую и высокотехнологичную продукцию: электродвигатели малой мощности, подшипники качения, тракторы, компрессоры, турбины, подъемные краны, дизели, эскалаторы, оборудование для полиграфии и металлорежущие станки. Есть шансы в перспективе расширить сбыт продукции на рынках Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии.



Наэлектризованный Петербург



Среди субъектов СЗФО основной объем продукции создают на предприятиях Петербурга, которые и развиваются более быстрыми темпами. Стратегическими в масштабах России считаются `Ижорские заводы`, `Электросила`, `Ленинградский Металлический завод`, `Завод турбинных лопаток`, `Кировский завод`, `Звезда`, `ЛОМО`.

На биржевых площадках в первую очередь котируются ценные бумаги последних трех. Причем акции `Звезды` и `ЛОМО` выглядят явно недооцененными из-за низкой капитализации предприятий и нестабильных финансовых показателей. Вроде бы прогресс есть. Но очень велика зависимость этих заводов от госзаказов, которые помогают им плыть по волнам рыночной экономики.

Сложнее понять перспективу ценных бумаг `Кировского завода`. Поэтому инвесторы осторожничают. Во-первых, не слишком прозрачна структура акционерного общества, в составе которого целая группа предприятий, а активы тесно переплетены друг с другом.

Во-вторых, ниша сбыта гражданской продукции `Кировского завода` неустойчивая, хотя перспектива для предприятия открывается неплохая. Формируется рынок сбыта в странах СНГ, в первую очередь - в Казахстане. У отечественных аграриев есть спрос на тракторы, которые выпускает завод, но нет денег для закупок крупных партий техники. Они скорее приобретают запчасти к старым тракторам, чем новые машины, несмотря на различные лизинговые схемы, которые открыты в рамках господдержки сельского хозяйства.

Это объясняет, почему главный конвейер не удается вывести на проектную мощность. А основные потребители спецтехники дочерних предприятий завода (нефтяники и газовики) предпочитают импортные машины для геологоразведки и разработки месторождений углеводородов.

По отзывам корпоративных клиентов, у отечественных производителей в первую очередь хромают качество продукции и сопутствующий продажам сервис. Потому российские потребители стараются закупать импортные машины, станки и оборудование. Доля таких закупок превысила 35,7% от общего объема приобретаемой в СЗФО машиностроительной продукции.

В перспективе Петербург может стать крупным центром автомобилестроения, после того как будут построены заводы японских и других зарубежных компаний по промышленной сборке автомашин.

Поставки для отечественных монополистов (Газпром, РЖД, РАО `ЕЭС`) отражают уровень конкурентоспособности машиностроителей округа. На этот рынок удалось прорваться немногим. Среди них - ОАО `НИИЭФА-Энерго`, `Холдинговая компания `Ленинец`, `Силовые машины`, `Спецмаш`, ПО `Элтехника`, ООО `Транскат`, `Альстом Пауэр Невский`, ЗАО `Завод `Электропульт`, `НПФ `Система-Сервис`, `Взлет`.

Заметим, что в статистику практически не попадает оборот небольших фирм, которые, как правило, отпочковались от крупных предприятий. Именно эти фирмы становятся в Петербурге партнерами и поставщиками для ряда иностранных машиностроителей.



В СЗФО идут проторенными тропами



В Архангельской области среди наиболее конкурентоспособных видов продукции машиностроения можно назвать деревообрабатывающие станки.

Во всех субъектах РФ на Северо-Западе решают задачи, сходные с теми, которые стоят перед петербургскими компаниями: обновление основных фондов, развитие инноваций и реструктуризация системы сбыта. Особенность большинства заводов - крайне слабая экспортная ориентация, хотя некоторым предприятиям удалось вернуть часть рынков сбыта в развивающихся странах. Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте (без учета стран СНГ) в целом по СЗФО остается в последние годы практически неизменной - на уровне 8% от всего выпуска продукции. Значительно выше доля сбыта в странах СНГ. Однако в последнее время возникла угроза потерять этот рынок из-за отставания по качественным параметрам изделий.

Несмотря на активную скупку активов российских машиностроительных предприятий вертикально интегрированными группами, общий уровень инвестиций в комплекс остается низким. По доле оборудования, возраст которого не превышает 5 лет, машиностроение уступает многим другим отраслям промышленности: она составляет около 3%. Хуже дела обстоят только в легкой, химической и нефтехимической промышленности.

Исключение в плане инвестиций представляет Ленинградская область, где интенсивно развивают сборочное производство автомашин и бытовой техники.

Заметное место машиностроение занимает в структуре промышленности Калининградской, Вологодской и Псковской областей. Однако объемы производства там невелики. Они сопоставимы с оборотом одного крупного завода в Петербурге.

В Новгородской области активно развивают электротехническое машиностроение, производство оборудования для химической и нефтяной промышленности. Это продукция ОАО `Энергомаш`, ГП `Старорусхиммаш` и `Завода `Автоспецоборудование`, филиала завода `Энергия`.

В остальных субъектах СЗФО доля машиностроения в последние годы снижалась.



Мнения специалистов



Георгий Семененко,

генеральный директор ОАО `Кировский завод`:

- В Петербурге действительно созданы условия для успешного предпринимательства. Благодаря этому завод преодолел кризис в конце 1990-х и начал реконструкцию. Бизнес строился по принципу профит-центров, которые позднее преобразовались в дочерние общества, их специализация соответствует основным направлениям деятельности холдинга... При модернизации каждый новый обрабатывающий центр позволяет вывести из эксплуатации несколько десятков старых станков. Освобождаются солидные площади. Их необходимо санировать и превращать в площадки для выпуска новой продукции. Тут есть проблемы: отечественные предприниматели предпочитают развивать бизнес самостоятельно. А иностранные обычно в РФ выпускают незначительные детали, отдельные узлы, а не готовую продукцию. Проблема - в стыковке технологических стандартов, отчасти - в высоких рисках инвестиций в РФ.



Семен Альтшуль,

генеральный директор ЗАО `НПФ `Система-Сервис`:

- Российским промышленникам сложно выйти на корпоративные рынки со своей продукцией, даже если она качественная. Ведь сегодня заказчики оборудования решают комплексные задачи по модернизации цехов. Поэтому хотят не просто пустить новые машины и агрегаты, но и оптимизировать систему управления производством с диспетчеризацией.

Экономика увязывается с производством. Отсюда спрос на многопрофильные услуги - от рекомендаций при выборе поставщиков смежных систем до обслуживания оборудования и обучения персонала. Такой комплексный подход помог нашей компании стать постоянным поставщиком ОАО `Газпром`. Во многом благодаря тому, что половина полученной предприятием прибыли вкладывается в науку. Без этого сложно продвигать выпускаемую продукцию.



Виктор Акимов,

директор Компрессорного завода ОАО `Машиностроительный завод `Арсенал`:

- Сегодня Компрессорный завод представляет собой, пожалуй, единственную рыночную структуру `Арсенала`, успех деятельности которой целиком зависит от сложившейся конъюнктуры рынка. Для успешного развития коллектив завода сконцентрировал свою деятельность на участках, имеющих уникальные технологии, которые определяют конкурентоспособность его продукции.

В рамках проводимой реструктуризации Компрессорный завод постарался избавиться от всех нестратегических для себя производств и заказывает необходимые комплектующие субконтракторам. Опыт показывает, что только там, где есть специализация и современные технологии, как правило, существуют условия для получения продукции надлежащего качества и конкурентоспособной цены. Предприятиям необходимо специализироваться, чтобы работать `под заказ`.



Юрий Раков,

первый зампредседателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга:

- В программе развития Петербурга есть раздел, посвященный поддержке машиностроения. Ведем мониторинг потенциала предприятий. Готовы подсказать, куда выгодно вложить капитал. Действует электронная система поиска партнеров среди предприятий.

В Петербурге есть примеры, когда модернизация производства позволяет внедрить новые технологии. Это `Балтийский завод` (раскрой металла), `Силовые машины`, `Электропульт` (оснащение цехов приведено в соответствие со стандартами партнеров завода - компании Siemens).

К сожалению, подобные проекты основываются на закупках западного оборудования. В РФ машиностроители в этом плане оказались не на высоте. Отчасти виноваты неудачные решения отдельных топ-менеджеров.





Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru