Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Невероятного кайфа на облаке нашего кино нет` - ЭиВ N 34 (620)
КУЛЬТУРА
`Невероятного кайфа на облаке нашего кино нет`
No. 34 (620) 11.09.2006
Елена МУЛИНА
Это наблюдение было озвучено на `круглом столе` в агентстве `Интерфакс - Северо-Запад`, который был посвящен Дню российского кино
Август, как всегда, оказался `киношным`. Именно в августе в Петербурге прошел Международный фестиваль короткометражного кино и анимации Open Cinema. В Выборге состоялся XIV фестиваль российского кино `Окно в Европу`. Видимо, воодушевившись количеством проходящих в стране кинофестивалей, в прессе утверждали, что `сегодня отечественное кино находится на подъеме`. Именно эта тема стала основной для дискуссий на `круглом столе`, в котором приняли участие режиссер, актеры и кинокритики.



Деньги, только деньги делают кино



В 2003 году из федерального бюджета было выделено 2,3 млрд руб. на поддержку отрасли. В 2004-м - уже 2,7 млрд руб. В 2005-м - 3,2 млрд руб. В 2006 году на развитие кинематографии и массмедиа государство намерено потратить более 50 млрд руб. Господдержку сейчас получает до 150 игровых фильмов. Кроме того, в этом году будет создано 5000 неигровых фильмов.

Доля бюджетных средств в фильмах, снимаемых при участии государства, обычно составляет от 50% до 60%. Они возвращаются в виде фиксированных процентов (примерно 1,5%) со сборов, которые продюсеры обязуются перечислять в фонд поддержки социальных программ в кинематографии. То есть деньги, которые дает государство, возвращать не нужно. Как считают специалисты, это один из основных пороков нашего кино.

Однако за 6 месяцев 2006 года появилось только 4-5 российских фильмов, признанных успешными. Для нормального же функционирования кинорынка нужно иметь, как минимум, два кассовых хита отечественного производства в месяц.

Какие же картины можно считать хитами? Фильмы, собирающие в прокате $5-6 млн и больше и возвращающие хотя бы часть за-трат на собственное производство? Здесь очень многое зависит от бюджета: если он составляет $3-4 млн, то картина должна собрать $10 млн. В этом сезоне все успешные картины прибыльны для правообладателя. В их числе - `Дневной дозор`, `Сволочи`, `Бумер` (фильм второй), `Питер FM` и, возможно, `Охота на Пиранью`.

Но много и откровенных провалов. Для сравнения: фильм Тиграна Кеосаяна `Заяц над бездной` собрал около $300 тыс., а выставленный на `Оскар` от России `Итальянец` - всего $5,5 тыс.

Потому, как считают знатоки, государство должно поддерживать исключительно дебюты и `артхаус`: они развивают кинемато-граф. Все остальные фильмы, которые ориентированы на кассовые сборы, должны быть самоокупаемыми.



Головокружение от успехов нам не грозит



Больших успехов наше кино на международном рынке пока не добилось. Однако индустрия стремительно развивается и очевидно, что стопроцентной успешности в кино быть не может нигде, даже в Голливуде. Есть надежда, что наша киноиндустрия и кинобизнес через какое-то время войдут в нормальное русло развития. И тогда исчезнет ситуация, когда артисты, которые снимаются в кино, играют в мыльных операх, в телевизионных фильмах, ведут телепрограммы да еще пляшут на сцене...

Упорядочится ситуация и с авторским кино, на которое должны выделять львиную долю денег. Другое дело, что у нас выходит огромное количество псевдоавторского кино. Оно никому не нужно: ни кинофестивалям, ни имиджу страны, ни тем более зрителю. Есть в России несколько столпов этого вида киноискусства: А. Сокуров, А. Герман, К. Муратова, которых весь мир знает. А все остальное - некоммерческое кино.

Делая только блокбастеры, кинематограф остановится в своем развитии. Ведь все коммерческое кино основывается на достижениях авторского. А увеличение вала кинопроката российского кино идет стремительно, больше чем на 20% в год.

Считается нормальным, когда в стране снимают 88 полнометражных игровых фильмов в год. Это адекватная цифра, для того чтобы зритель смог познакомиться со многими новинками и оценить состояние российского кино в этом формате.

После перестройки наступил период, когда можно было посмотреть каждую российскую картину благодаря их малому количеству. На Выборгском фестивале впервые в этом году показали 12 новых фильмов. Теперь и другие фестивали будут биться за премьеры в своей программе.

Что касается окупаемости фильмов, то только когда в нашей стране будет примерно 5 тысяч новых оборудованных кинотеатров, желательно многозальных, станет возможен возврат денег, затраченных на их производство.



О мультиплексах можно только мечтать



Однако в Петербурге нет таких кинотеатров, в которых можно было бы показывать классику и элитарное кино, которое воспитывало бы вкус у зрителя. Например, шедевр Александра Сокурова `Камень` (1992 год выпуска) почти никто не видел.

А фильм - лауреат всевозможных фестивалей `Тише` Виктора Косаковского показывают на стене в кинотеатре `Аврора` для проходящей мимо публики. В советские времена только в одном Петроградском районе было два кинотеатра документального фильма (`Свет` и `Стереокино`) и кинотеатр телекино `Арс`. Сейчас же активно субсидируют развитие неигрового авторского низкобюджетного кинематографа, совершенно не думая, где это показывать.

Это проблема государства - строить те кинотеатры, где можно было бы посмотреть разные фильмы, в том числе неигровые. К примеру, кинотеатр `Аврора` - государственный. При этом он лучший в городе по качеству показа и звуку. И в нем показывали неигровые фильмы.



От `пиратов` спасенья нет?



Также поднимался вопрос о `пиратстве` в производстве DVD. Стоимость права на DVD во всем мире растет, достигая порой нескольких миллионов долларов. Необходимо менять законы так, чтобы разница между лицензионными дисками и `пиратскими` была минимальной. В этом случае `пиратство` умрет само. Еще один аспект проблемы - во всем мире DVD и видеокассета стоят намного дороже билетов в кинотеатр. Если у нас процесс демпинга разовьется, то кинотеатры просто не выживут.

Но сегодня появился потребитель, который игнорирует дешевые диски. Он ходит в кино и платит 200 руб. за сеанс. Вполне процветают и VIP-залы, где цена билета - 600 руб.

И этот зритель уже заметил, что на экранах стало больше российских фильмов. Но сколько же по-настоящему талантливого кино не доходит до зрителя?



Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРА
30.11.23Сергей Шуб: «В основе спектакля — пьеса, в основе театра — человек»
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом» — человек дела, что не раз уже доказал. Он не только создал одну из лучших театральных трупп Петербурга и России, но и уже 25 лет благодаря ему на сцене «Балтийского дома» проводится Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». За эти 25 лет в нем приняли участие 77 театров с 263 спектаклями. Более конкретной и важной миссии по продвижению русской культуры, наверное, и придумать нельзя. Особенно сегодня, когда в некоторых странах ее пытаются отменить. Миссию «Встреч в России» он видит в том, чтоб «объединяться не в ненависти, а в любви».
29.12.08«Все зависит только от нас»
Народный артист РФ Сергей Мигицко:
29.12.08Гатчинские валенки в юбилей похорошели
29.12.08Маковские заполнили музей
22.12.08Коротко
22.12.08Добро пожаловать в тюрьму
Столетие Музея истории Петербурга ознаменовалось приведением в порядок нескольких музейных объектов и открытием новых экспозиций
15.12.08Я вам пишу – чего же боле?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru