В последние годы у тех, кто не имеет собственной машины, есть лишь одна возможность добраться из России в Эстонию - воспользоваться рейсовым автобусом. По обе стороны границы такое положение дел многие считают ненормальным, однако каких-либо изменений в лучшую сторону не происходит.
Безрадостная дорога
Как говорит начальник отдела стран СНГ и Балтии Комитета по внешним связям администрации Петербурга Сергей Науменко, состояние транспортного сообщения с Эстонией не может не настораживать. Для примера: Литва, которая не имеет общей границы с материковой Россией, смогла наладить с РФ и воздушное, и автобусное, и железнодорожное, и морское сообщение. Во многом это, конечно, замкнуто на калининградский транзит, однако эффект от работающих логистических коридоров налицо: значительную часть своих экономических отношений с Петербургом Литва строит с прицелом на партнеров в Калининграде.
Вывод специалистов однозначен: бизнес есть там, где есть коммуникации.
- Кроме автобусов компании `Евролайнс`, нас с Эстонией сейчас никакие регулярные транспортные артерии не связывают, - рассказал заместитель председателя Комитета по внешним связям Сергей Марков. - В результате бизнесмены, заинтересованные в контактах с Эстонией, чаще добираются в Таллин через Хельсинки и даже Копенгаген. Со стороны Петербурга делались попытки решить эту проблему, но результата пока нет. Будем пытаться на уровне городских властей подтолкнуть решение ряда вопросов, в частности транспортного, поскольку нынешнее состояние дел нас не устраивает.
- Я согласен с тем, что транспортный вопрос тормозит развитие наших отношений. Я еще помню времена, когда между нашими городами ходило шесть поездов в день, при том что был и паром, - заявил консул Генерального консульства Эстонской Республики в Петербурге Роотси Янус.
Предприниматель Дмитрий Смирнов из города Йыхве поделился опытом пересечения российско-эстонской границы, которое, по его словам, иногда занимает больше времени, чем сама дорога из Эстонии в Петербург. При этом на российской границе, как сказал предприниматель, необходимо сделать 5 остановок для проверок, предназначение которых не вполне понятно: все необходимые процедуры можно было бы выполнить на одном пункте.
Дополнительные минусы - плохое качество дороги от Ивангорода до Петербурга, а также нехватка доступных отелей класса `три звезды` в Петербурге.
Дорогая Россия
О том, что Петербург объективно стал очень дорогим городом для туристов, говорили многие участники дискуссии. По данным, которые привел замдиректора `Информационного туристического центра Санкт-Петербурга` Сергей Худяков, за последнее время число поездок из Эстонии в Петербург увеличивается в среднем на 50% в год. Однако основная масса визитов - частные.
- У эстонских коллег есть чему поучиться: достаточно вспомнить рекламную кампанию 2005 года `Рождество в Таллине`, по итогам которой много петербуржцев съездили в Эстонию, - отметил С. Марков.
Эту оценку подтвердил представитель по экономическим связям `Энтерпрайз Эстония` Тоомас Кястик:
- Поток туристов за последние 10 лет вырос примерно в четыре раза, а средний срок пребывания российских туристов в Эстонии увеличился в 6 раз.
Роотси Янус сообщил, что при содействии администрации Петербурга эстонское Генконсульство уже получило почти все необходимые согласования для строительства временного помещения, специально предназначенного для выдачи виз. Вполне возможно, что вскоре поток петербуржцев и жителей Ленобласти, желающих получить эстонскую визу, действительно возрастет, поскольку решается вопрос о присоединении Эстонии к шенгенскому визовому пространству. После этого, естественно, транспортный вопрос станет только острее.
Поезд-призрак
О том, насколько значителен спрос на транспортные услуги между Петербургом и Эстонией, говорили представители `Евролайнс`.
- В 1998 году мы открыли один ежедневный рейс на Таллин. Сегодня у нас 7-8 рейсов зимой и 10 - летом. С 1998 года пассажиропоток увеличивался процентов на
20, - сообщил генеральный директор компании Эдгар Пфау.
Вопрос о том, свяжут ли в обозримом будущем Петербург и Таллин другие виды транспорта, кроме автобусного, остается открытым. Как сообщил Роотси Янус, в эстонской прессе появлялись сообщения о возможном открытии вертолетной линии между двумя городами, однако есть ли под этой информацией почва - неизвестно.
Еще меньше ясности в восстановлении железнодорожного сообщения. С российской стороны, по словам С. Маркова, принципиальное решение о введении поезда между Петербургом и Таллином принято. Эстонская сторона на эту инициативу пока ответа не дала.
|