Министерство энергетики Швеции в конце июля объявило в риксдаге (парламенте) уточненные планы по ликвидации зависимости страны от ископаемого топлива уже к 2020 году. Но это означает не только фактический отказ Швеции от импорта российского газа по Североевропейскому (Трансбалтийскому) газопроводу, что, естественно, снижает его рентабельность...
Как сообщило недавно `Радио Швеции`, шведский премьер-министр Йоран Перссон считает, что `такая реформа - один из государственных приоритетов в условиях столь высоких цен на бензин и другие энергопродукты`. По его мнению, растущее потребление углеводородного топлива дорого обходится и биосфере, забота о которой в Швеции да и вообще в Скандинавии - бессрочный национальный приоритет.
На альтернативном топливе энергетика, транспорт и коммунально-бытовое хозяйство Швеции работали в среднем на 30% в годы Второй мировой войны. Нынешняя же правительственная программа перехода на альтернативные источники энергии впервые была изложена министром общественного строительства Швеции Моной Салин еще в октябре 2005 года в околоправительственной газете `Дагенс нюхетер` (`Новости дня`, Стокгольм).
Конкретные же направления и этапы реализации шведской энергосырьевой реформы ныне дорабатывает специальная комиссия под руководством ученого-эколога Стефана Эдмана. Стремление Швеции стать первым в мире государством, отказавшимся от использования углеводородного топлива, требует перевода почти всей энергосистемы страны и большей части транспорта на возобновляемые источники энергии.
В ближайшие годы в Швеции будут строить новые ветряные и биоэнергетические электростанции, способные производить в целом на 10% больше электроэнергии, чем все электростанции страны, работающие на нефти, газе и угле. В стране расширяется использование на транспорте спиртовых, спирто-нефтяных видов топлива, биогаза (метана), быстро развивается электромобилестроение.
На исследования и разработки по упомянутой программе из шведского госбюджета ежегодно с 2005 года выделяют 815 млн крон, то есть более 80 млн евро. Примечательно, что с этого года шведские домовладельцы получают крупные госдотации в случае отказа от отопления своих домов нефтепродуктами и перехода на возобновляемые источники энергии. Те же льготы имеют и транспортные предприятия.
Схожее стимулирование использования альтернативной энергетики и в других Скандинавских странах, включая Исландию. Швеция ныне требует от Евросоюза права увеличить количество добавляемого в бензин `растительного` этанола до 25% и более: такие нормативы устанавливает ЕС, но Швеция, участвуя в Евросоюзе, не входит в евровалютную зону - потому она и требует `автономных` нормативов.
Однако, по мнению директора исследовательского центра сельскохозяйственного университета в Упсале Торберна Рутберга, `с точки зрения природосохранности делать ставку только на этанол проблематично. Ибо при производстве этанола нужно использовать множество изделий из стали, алюминия и пластика. Требуются и удобрения, смазочные материалы, хранилища продукции, средства ее транспортировки. Мы должны находить и использовать ту энергию, которую шведская природа уже аккумулировала в обновляемых ресурсах: прежде всего, это энергия воды, ветра, солнца, отходы лесозаготовок и коммунально-бытовые`.
За 1996-2005 гг. Швеции удалось сохранить на постоянном уровне использование нефти при одновременном увеличении промышленного производства почти на 70%, а автопарка - примерно наполовину.
Как считает Йоран Перссон, `если Швеция сможет доказать, что способна осуществить задуманные энергетические преобразования, то тем самым она совершит прорыв в мировом масштабе`.
Примечательно, что скандинавские специалисты и предпринимательские структуры помогают становлению `ненефтегазовой` энергетики, например, Республики Карелия, Мурманской, Псковской, Калининградской областей, а также Белоруссии, стран Балтии, Украины, Молдавии. Кстати, такое сотрудничество Швеции и Финляндии теперь уже с бывшим СССР развивалось со второй половины 1970-х годов...
|