По реке и железной дороге
Проектная мощность распределительно-перевалочного комплекса (РПК) `ЛУКОЙЛ-II` рассчитана на перевалку почти
11 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. В 2004 году была введена в эксплуатацию первая очередь терминала, одновременно со строительством второй очереди на РПК начали отгружать первые нефтепродукты.
Объем экспорта тогда не превышал 7 млн тонн в год. А начиная с этого года `ЛУКОЙЛ-II` ежемесячно экспортирует около 750 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. За первое полугодие 2006 года оттуда отправили на экспорт в 1,5 раза больше продукции, чем за тот же период 2005 года.
Завершающим этапом строительства терминала стал ввод в эксплуатацию третьей железнодорожной эстакады и восьми цистерн для хранения нефтепродуктов. В июле этого года под разгрузку был поставлен первый состав из 72 цистерн с вакуумным газойлем.
Сегодня общий объем резервуарного парка РПК составляет 460 тыс. кубометров. Каждый вид перегружаемых нефтепродуктов - дизельное топливо, вакуумный газойль и мазут - разгружается на собственной железнодорожной эстакаде.
Помимо железной дороги, нефтепродукты доставляют на РПК и по водным магистралям. Первый танкер типа `река-море` был принят на терминале 9 мая этого года. Потенциал РПК позволяет принимать в период навигации 180 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. Сдерживающий фактор - недостаток перевозочных мощностей у речников.
В обход Выборга
Пропускная способность железной дороги также не позволяет увеличивать объем роста экспорта нефтепродуктов через РПК. Первым этапом в решении железнодорожного вопроса стало открытие обходного пути до Высоцка.
- Проект предусматривал удлинение пути на станции Верхне-Черкасово до 1050 метров (именно такова максимальная длина составов, доставляющих нефтепродукты до РПК), а также строительство двух блокпостов и станции Пихтовая на перегоне Попово-Высоцк, - сообщил главный специалист по организации железнодорожных перевозок - начальник отдела перевозок РПК `ЛУКОЙЛ-II` Сергей Демин.
Более 300 млн рублей инвестировала НК `ЛУКОЙЛ` в этот проект. Теперь Выборг избавлен от транзита 7-9 пар поездов с опасным грузом в сутки, а пропускная способность железнодорожных путей увеличилась до 7 млн тонн грузов в год.
В июне этого года президент ОАО `ЛУКОЙЛ` Вагит Алекперов и президент ОАО `Российские железные дороги` Владимир Якунин подписали договор о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта на подходах к РПК. Согласно договоренностям, `ЛУКОЙЛ` инвестирует в этот проект 141,5 млн рублей. Будут построены тяговая подстанция в Высоцке, автоблокировка, электрифицирован участок пути от станции Пихтовая до Высоцка. После завершения строительства объем поставки нефтепродуктов в Высоцк по железной дороге увеличится с 7 млн тонн до 9 млн тонн.
Инвестиции в госсобственность
Совместный проект НК `ЛУКОЙЛ` и ОАО `РЖД` - первый пример успешного сотрудничества частной компании и государственной структуры.
При строительстве порта `ЛУКОЙЛ` инвестировал за счет собственных средств строительство объектов федеральной собственности: акватории, подходного канала, судоходного пути, систем управления движением судов, навигационного обеспечения и других. Проблему безопасного мореплавания в Финском заливе `ЛУКОЙЛ` решил без помощи государства. Сегодня РПК по своему техническому оснащению, обеспечивающему безопасное судоходство, входит в число самых современных портов мира. На берегу Финского залива возвышается 108-метровая башня с антеннами береговых локаторов, гарантирующих бесперебойную работу системы управления движением судов (СУДС).
- Наша локальная система - это составная часть СУДС всего Финского залива, - сообщил заместитель генерального директора РПК `Высоцк `ЛУКОЙЛ-II` Сергей Киселев. Система навигационного обеспечения (СНО) включает светящиеся плавучие буи и береговые знаки. РПК вошел в глобальную морскую систему спасения и бедствия (ГМССБ). При получении сигнала бедствия буксиры от РПК готовы выйти на помощь судам, терпящим бедствие в Финском заливе.
Окружающая природа,а не окружающая среда
Постоянный экологический мониторинг, современная система пожарной безопасности, комплекс очистных сооружений сделали терминал самым безопасным не только в России, но и в мире.
- Присутствие человека всегда влияет на природу. При строительстве и эксплуатации терминала мы постарались свести это влияние к минимуму, - отметил генеральный директор РПК `Высоцк `ЛУКОЙЛ-II` Владимир Калуженов. - Наша компания следует принципу медиков `не навреди`. Потому экологии уделяется так много внимания. Наш проект соответствует мировым стандартам охраны природы.
На приобретение природоохранного оборудования лучших российских и финских производителей было потрачено более
3 млн евро. Цифры и факты подтверждают: в компании `ЛУКОЙЛ` уделяют особое внимание сохранению окружающей природы.
Резервуары для хранения нефтепродуктов построены по принципу `стакан в стакане`. Двойные стены исключают протечку, а `азотная подушка` предохраняет продукт от испарения и возгорания. На терминале обрабатывают только самые современные танкеры. Обязательные условия - двойной корпус, изолированные системы для балластных вод и для груза, современное навигационное оборудование с электронными навигационными картами.
Для оперативной ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов `ЛУКОЙЛ` разработал специальную программу `План ликвидации аварийных разливов нефти`. Программно-аппаратный комплекс терминала позволяет смоделировать на экране движение нефтяного пятна по воде с учетом гидрометеорологических условий. Собственный флот из пяти судов сможет быстро локализовать и устранить любые аварийные разливы нефтепродуктов.
Каждые три месяца компания проводит тренировки по отработке взаимных действий в чрезвычайных ситуациях. Последние масштабные учения с участием федеральных сил показали: все службы порта к нештатным ситуациям готовы. Остается надеяться, что ЧП в Высоцке не будет.
|