Как отмечается в исследовании системы высшего профессионального образования России, подготовленном центром стратегических разработок `Северо-Запад`, высшая школа быстро коммерциализируется.
В этом страна следует мировой тенденции: если в других государствах рост платного образования и увеличение числа частных вузов начался с 1980-х годов, то в России этот сектор, появившийся с начала 1990-х годов, развивается опережающими темпами. Отечественные вузы постепенно преобразуются в рыночные структуры, ведя соответствующую политику.
Еще в 1995 году число коммерческих студентов в российских вузах составляло 10% от их общего числа, а к 2000 году количество первокурсников - бюджетников и платных практически сравнялось. Из 1,4 млн человек, поступивших в российские вузы в 2005 году, на бюджетных местах учатся только 600 тыс. человек.
Сегодня в России примерно 7 млн человек получают высшее профессиональное образование, из них 4 млн - не за счет государства. При этом из платных примерно 2,5 млн учатся в государственных вузах, а 1,5 млн - в негосударственных. Тенденция однозначна: все больше людей получают платное образование в негосударственных вузах.
Всего в России сегодня работает 1283 вуза, имеющих лицензию на образовательную деятельность в области высшего профессионального образования. Из них 633 - государственные вузы, 650 - негосударственные (при том что в 1990 году ни одного негосударственного вуза не было). Из 650 негосударственных российских вузов 46 находятся в Петербурге. Из них 30 входят в Ассоциацию негосударственных вузов Санкт-Петербурга и Северо-Запада. В этих вузах обучаются 42 тысячи студентов, на которых работают около 6 тысяч человек, в том числе - 3,6 тысячи преподавателей.
Одновременно высшее образование в России становится все более массовым. С 1990-х годов число вузов в стране увеличилось в 2 раза, а численность студентов возросла почти в 2,5 раза. Примечательно, отмечают эксперты ЦСР, что все это происходило не на фоне бэби-бума и экономического подъема, а в условиях затяжного демографического спада и весьма неоднозначной экономической ситуации.
Численно прибывало не только студенчество. Несмотря на бесконечные разговоры о вымирании профессорско-преподавательского состава, данные о количестве студентов на одного преподавателя показывают, что в России по этому показателю дела обстоят существенно лучше, чем в США, а в Петербурге - лучше, чем в среднем по России. Так, в Америке на одного преподавателя в среднем приходится 19 студентов, в России - 14, а в Петербурге - 12.
Правда, сказать, что молодые люди вполне свыклись с необходимостью платить за обучение, нельзя. По данным различных вузов, 15-20% ребят, изначально поступивших на коммерческие отделения, в дальнейшем стараются перейти на бюджетные. Эти надежды основаны не на голом оптимизме: в ряде вузов обещают, что перейти из платных в бесплатные студенты могут при условии отличной успеваемости в течение, как минимум, двух семестров. К этому, правда, нередко забывают сделать маленькую, но существенную оговорку: при наличии свободных мест. А с учетом начавшегося сокращения бюджетных мест выполнять это условие год от года будет все сложнее.
Но даже если в течение года бюджетные места освобождаются (отсев в ряде петербургских вузов составляет 20-40% в течение всего срока обучения), преимущественным правом на них обладают льготные категории студентов. К ним относятся, в частности, сироты и дети военнослужащих. Для ребят, не имеющих льгот, наиболее реальной возможностью продолжать обучение бесплатно является повторная сдача экзаменов на свой же факультет. Если конкурс пройден успешно, есть шанс вернуться на тот же курс.
Перепоступить, как свидетельствуют результаты недавнего конкурса на бюджетные отделения, получается примерно у 1-2% коммерческих студентов. На этом фоне, как выяснили социологи агентства `РейтОР`, значительному числу обучающихся бесплатно российских студентов доводится сталкиваться с денежными отношениями иного рода: в вузах, согласно выводам социологов, сохраняется достаточно высокий уровень коррупции.
В рамках исследования в Москве, Петербурге и в городах Урала были опрошены около 7 тысяч студентов и тысяча преподавателей вузов. Студентам задавали вопрос `Насколько широко в вашем вузе распространена коррупция?`, преподавателям - `Слышали ли вы что-нибудь о коррупции в вашем вузе?`. В результате выяснилось, что большинству студентов приходилось сталкиваться с фактами коррупции в стенах родных университетов, институтов и академий.
Преподаватели же гораздо осторожнее отнеслись к вопросу о взятках в своих вузах. Всего на вопрос о коррупции в родном вузе отрицательно ответили либо затруднились с ответом 73% московских педагогов, 71% - петербургских и 72% - уральских.
Более четверти преподавателей честно признали, что взятки в их альма-матер брали и берут. А 12% прямо подтвердили, что знают о таких случаях, хотя большинство предпочло более обтекаемый ответ: `Да, какие-то слухи о распространении коррупции периодически появляются`.
|