Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Со стапелей уходят корабли - ЭиВ N 32 (618)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СУДОСТРОЕНИЕ
Со стапелей уходят корабли
No. 32 (618) 28.08.2006
Борис УШАКОВ
О программах господдержки судостроителей говорят давно. Все страны, где эта отрасль развита, поддерживают своих национальных производителей с длинным циклом оборота средств.

По оценке Минтранса РФ, объем потенциальных заказов российских компаний на строительство новых судов в 2006-2010 гг. превышает $22,8 млрд. Но от этой суммы доля, которая достается отечественным верфям, незначительна. Чтобы увеличить ее, в министерстве предполагают консолидировать госимущество. Для этого планируют создать три интегрированные структуры - для строительства надводных и подводных судов, а также флота общегражданского назначения. Может быть использована та же схема, что и при формировании объединенной авиастроительной корпорации.

В интеграцию хотят вовлечь и акционерные общества. Правда, есть один нюанс: отечественные авиастроители пошли в холдинг сами, потому что оказались на грани разорения. Но пока что ведущие судостроительные компании РФ демонстрируют финансовую устойчивость. И способны сохранить ее, как минимум, еще 4 года. Ведь их портфели заказов сформированы примерно до 2010 года.

Впрочем, в Минобороны РФ попытаются подтолкнуть частные предприятия в холдинг с помощью госзаказов. Пока не решат эту стратегическую задачу, реальной господдержки строптивые судостроители могут и не получить. Не случайно до сих пор нет долгосрочной комплексной программы продвижения гражданской продукции отечественных верфей на рынке. А значит, министерствам развязаны руки для административных маневров. Это порождает дополнительные риски развития отрасли в долгосрочной перспективе.



Петербургское окно в Европу



В городе на Неве среди предприятий, обладающих потенциалом роста, можно выделить такие предприятия, как ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь`. Именно его акции в последнее время демонстрировали наибольший рост. Это связано, во-первых, с тем, что в ЗАО `Межпромбанк`, владеющем 72,23% акций предприятия, продолжили консолидацию судостроительных активов: недавно приобрели 38,36% акций ОАО `Эфес Северной верфи`, обеспечивающего завод энергоресурсами.

Во-вторых, во II квартале 2006-го чистая прибыль `Северной верфи` составила 5,4 млн руб. против 749,2 млн руб. убытка за аналогичный период 2005-го. Завод поправил свое финансовое положение за счет продаж. До этого оно пошатнулось из-за того, что доходы оказались меньше, чем планировалось.

В-третьих, пакет заказов предприятия в 2006-м позволяет ожидать дальнейший рост выручки и операционной прибыли.

Второе предприятие Петербурга, акции которого котируются на биржевых площадках, - ОАО `Балтийский завод` (контролирует `Объединенная промышленная корпорация`). Оно также обеспечено контрактами на длительную перспективу. Однако динамика цен на акции завода скромнее, чем у `Северной верфи`. В начале июля она пошла было резко вверх, но потом интерес к акциям предприятия снизился.

Возможно, на это повлияли шпильки в адрес `Балтийского завода`, которые бросил министр обороны РФ на летнем заседании Морской коллегии РФ в Петербурге. А возможно, это только совпадение: ведь критика звучала и в адрес `Северной верфи`. Тогда причина может быть в том, что финансовые результаты завода оказались ниже прогнозируемых.

В Петербурге стоит отметить ФГУП `Адмиралтейские верфи`, где строят серию подлодок четвертого поколения, и ОАО `Судостроительная фирма `Алмаз`. Финансовое положение последнего также во многом определяют гособоронзаказы. В частности, в `Алмазе` недавно заложен третий малый артиллерийский корабль для Каспийской флотилии, а осенью намечена передача погранслужбе десятого сторожевого катера. `Рособоронэкспорт` обещает крупные поставки кораблей за рубеж.

Есть, правда, и тревожные известия. В инвестфонде `Невский кэпитал партнерс` (структура `КИТ Финанс`), купившем контрольный пакет `Алмаза`, вроде бы намерены оптимизировать производство, а освободившуюся территорию - застроить: земля на Петровском острове под предприятием, как полагают эксперты, намного ценнее его производственных активов. Однако кардинальных перемен на заводе до 2010 года не ожидают.

Заметим, что риски, связанные с возможностью перепродаж акций всех судостроительных предприятий РФ, достаточно высоки: ведь, по сравнению с оборотами, их капитализация невысока.



Северо-Запад России - зона роста



Вторым после Петербурга центром судостроения в СЗФО считается Северодвинск, где расположены ФГУП `Севмашпредприятие` и `ГМП `Звездочка`. Однако, в отличие от петербургских судостроителей, их финансовое положение неустойчивое. Обороты за последние годы снижались, контракты в основном разовые.

Лишь недавно с помощью оборонных ведомств стали меняться пропорции объемов заказов между другими верфями и корабелами Северодвинска. Этот процесс, правда, наталкивается на технологические проблемы. Тем не менее положительная тенденция просматривается.

В фаворе у `Рособоронэкспорта` и `Прибалтийский судостроительный завод `Янтарь` (Калининград): именно ему недавно передан заказ на постройку трех фрегатов для ВМС Индии, который оценивают в

$1,5 млрд. `Янтарь`, напомним, ранее находился под внешним управлением из-за непогашенного кредита в $20 млн, взятого в 1998 году.

Сейчас долг реструктурировали, и на `Янтаре` под индийский контракт набирают дополнительный персонал: объем работы требует увеличить штаты почти на 30%. В связи с этим остро встала проблема профподготовки. Придется срочно вносить поправки и в технологии. Но, как утверждают в Калининграде, непреодолимых препятствий для качественной реализации выгодного проекта нет.

В Ленобласти успешно развивается ОАО `Выборгский судостроительный завод` (крупнейший акционер - компания `Ако Барсс`). В ближайшие дни там спускают на воду шестой танкер для Mobilex Energy Ltd. (Казахстан) дедвейтом 12 тыс. тонн. Его строят по бербоут-чартерным схемам, открытым компанией `Райффайзен Лизинг Казахстан`.

Хорошие новости поступили с `Онежского судостроительного завода` (принадлежит `Беломорско-Онежскому пароходству`): пароходству сдан пятый сухогруз `река-море`, а шестой намечено спустить на воду в ближайшее время.



Мнения специалистов



Вячеслав Шпорт,

зампредседателя комитета Госдумы РФ по промышленности,

строительству и наукоемким технологиям:

- Российский судпром - в сложном положении: объем производства гражданских судов продолжает снижаться, а загрузка предприятий не превышает 20-25%. Основные фонды изнашиваются. Многие заводы прекратили строить суда. А ведущие верфи работают главным образом на экспорт. При этом российские компании размещают заказы за рубежом на строительство судов на $1 млрд ежегодно. Отечественным предприятиям из этой суммы достается менее 6%. Основная причина - высокая стоимость сооружения судов на российских верфях. Надо совершенствовать законодательную базу РФ, поднять уровень оснащения производства, решить проблему переобучения персонала.



Александр Рахманов,

замначальника управления вооружений ВС РФ:

- Свыше 180 млрд руб.,из которых четверть - доля вооружений для ВМФ, - таков в 2005 году объем гособоронзаказа. К 2015 году он может удвоиться. ВМФ особенно нужны корабли ближней морской зоны и подводные лодки. Заметим, что примерно треть всех заказов, размещаемых на российских верфях, сосредоточена в Петербурге. Что касается зарубежных контрактов, то потенциальная емкость мирового рынка -

1,4 тыс. кораблей и судов обеспечения единиц. В РФ претендуют на определенную нишу. В первую очередь - на поставки быстроходных катеров, фрегатов, подводных лодок и кораблей на воздушной подушке, а также вооружения для флота. Однако пока успешно конкурировать с другими мировыми производителями удается не всегда.



Леонид Грабовец,

гендиректор судостроительного завода `Алмаз`:

- В России спрос на новый флот достаточно емкий. Но это скорее потенциальный спрос. Судовладельцы вынуждены ремонтировать старые теплоходы, потому что в РФ не созданы условия для эффективного воспроизводства тоннажа. Было бы логичным создать такие условия, чтобы доля судостроения в создании валового продукта российской промышленности увеличивалась. Предложения на эту тему давно сформулированы. Возможно, эти идеи будут реализованы в рамках программы реформирования отечественного судостроения. Возможно, будут найдены иные варианты. Сейчас ведущие верфи РФ сформировали портфели заказов на среднесрочную перспективу. В частности, `Алмаз` загружен до 2010 года. Но хотелось бы видеть и дальнюю перспективу.



Сергей Дубровский,

заместитель гендиректора ОАО `Адмиралтейские верфи`:

- Перспективы у отечественного судостроения будут намного оптимистичнее, если государство повернется к отрасли лицом. Но пока о таких условиях, которые созданы, например, в Корее или Китае для национальных верфей, приходится лишь мечтать. Некоторые полагают, что достаточно сконцентрировать ресурсы в рамках холдингов. Вопрос в том, в какой форме будет реализована эта идея. Например, уже сейчас госзаказы иногда выдают как спасательный круг для предприятий, которые испытывают финансовые затруднения. По идее, они должны доставаться тем заводам, у которых есть ресурсы для их выполнения. Судостроители ждут реализации тех комплексных мер по поддержке отрасли, которые в РФ давно уже обещали принять. В предложениях говорилось об освобождении от таможенных пошлин на ввоз оборудования, устанавливаемого на строящихся судах, оптимизации системы кредитования судостроительных проектов...





Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru