На недавнем заседании правительства Ленобласти губернатор Валерий Сердюков устроил строителям разнос. Его не удовлетворили низкие объемы строительства, из-за чего области не удается реализовать нацпроект `Доступное жилье`.
В I половине 2006-го в области ввели в строй всего 156 тыс. квадратных метров жилья (-12% к аналогичному периоду 2005-го). Если из этого показателя вычесть жилплощадь коттеджей, то останется всего 30 тыс. квадратных метров типового жилья. А планировали его построить 650 тыс. квадратных метров. И это несмотря на то, что из бюджета субъекта РФ на социальные программы были готовы выделить 120 млн руб. Из них удалось освоить лишь 4 млн руб. Кроме того, в Ленобласти зарезервировано около 3 млн кв. метров инженерно подготовленных территорий, но их не осваивают.
В комитете по строительству к критике отнеслись спокойно: во-первых, строителей В. Сердюков ругает уже не в первый раз, но ни к каким кадровым перестановкам в правительстве это пока не привело. Во-вторых, для того чтобы быть грозным, у губернатора есть серьезный повод: Генпрокуратура РФ совместно с налоговыми органами и МВД приступает к проверкам строительных организаций, не сговорились ли они между собой, чтобы поднять цены. Правда, проверки коснутся пока Московского региона и Петербурга.
Однако тенденция роста цен на жилье характерна и для других субъектов РФ. Причем Петербург - всего лишь на пятом месте в РФ по темпам роста цен на квартиры: кроме Москвы и Московской области, его опережают такие города, как Екатеринбург и Уфа. А после скачка цены на жилье в Сургуте вплотную приблизились к тому уровню, который зафиксирован в августе в городе на Неве: +59,3% к началу 2006 года.
В Правительстве РФ склонны рассматривать возникшую ситуацию едва ли не как кризисную, потому что объявленная программа `Доступное жилье` превращается в фарс. И уже ряд лидеров оппозиции заявил, что это резко подрывает доверие населения к нынешним властям. Особенно с учетом того, что и другие нацпроекты в социальной сфере трещат по швам. Подобный политический фон, безусловно, заставил руководство Ленобласти поволноваться.
Правда, то, что случилось, скорее результат несбалансированной федеральной госполитики, которая преломляется в российских регионах. Стройиндустрия не может существовать изолированно от других сегментов рынка. В частности, она связана с производством и финансовым рынком, спецификой потребления товаров внутри РФ и уровнем накопления средств населением... Нельзя иметь зачаточную рыночную экономику в стране и при этом - развитой рынок жилья. Тем более в отдельно взятом субъекте Федерации. Например, сложно ожидать, что удастся модернизировать заводы по выпуску стройматериалов в Ленобласти, и что при этом цены на их продукцию не будут расти.
В инфраструктуру домостроения только теперь государство стало вкладывать средства. Так стоит ли удивляться, почему в субъектах РФ так мало строят новых домов? На общем фоне Ленобласть выглядит еще благополучно. Скажем, в Архангельске вводили в год всего по 15 тыс. квадратных метров жилья - вдвое меньше, чем в Ленобласти. При таком объеме строительства может ли сложиться эффективный рынок?
А как его регулирует государство? Практически во всех субъектах РФ активизировали программы приобретения социального жилья. А где государство берет эти квадратные метры? Их выкупают на уже существующем рынке. И тем самым только сужают его. Инструментов же для расширения предложения пока нет...
Так что, по-видимому, и на этот раз то, что обрушилось на головы чиновников, отвечающих за строительный рынок Ленинградской области, можно считать бурей в стакане воды. Осенью субъектам РФ будет уже не до `разборок` в сфере строительства: грянут морозы - начнут рваться изношенные инженерные сети, прерываться энергоснабжение населенных пунктов. Начнутся разбирательства другого уровня.
|