Среди любимых заклинаний отечественной педагогики есть и такие: `Учись учиться` и `Научите учителя`. Как правило, их охотно применяют по отношению к начальной и средней школе. Мол, нет большей премудрости, чем втолковывать азбучные истины склонной не к наукам, а к баловству малышне.
Следуя этой логике, по умолчанию считается, что вузовская профессура и примкнувшие к ней труженики образования рангом пониже и так все знают и умеют. По-другому ведь и нельзя: именно этим людям доверен один из самых ценных и в то же время хрупких ресурсов общества и государства - будущие профессионалы.
И еще считается, что для обучения студентов особых хитростей не нужно - те сами готовы грызть гранит науки не за страх, а за совесть.
Относительно последнего сомнений действительно нет - данные социологов убедительно свидетельствуют, что учащаяся молодежь в массе своей ориентирована на карьеру и, следовательно, готова брать от учебы по максимуму.
А вот что касается возможностей этот максимум получить, сомнения более чем серьезные. В последние годы стало ясно, что призыв `Учись учиться` более чем актуален и для храмов высокого знания.
Когда на каждый рубль, вложенный отечественным бизнесом в подготовку сотрудников на базе профильных образовательных учреждений, приходится более двадцати рублей, потраченных на те же цели, но уже в рамках частных инициатив, иных аргументов особо не требуется.
Если один партнер не желает доверять другому, принято говорить: `Отказано в кредите доверия`. Применительно к нашей ситуации эта метафора более чем жизненна и реальна. Деловое сообщество отказывает образовательному не просто в доверии, оно отказывает в ресурсах, столь необходимых для движения вперед. Когда о кадровом дефиците говорят практически все и все равно в сотрудничестве отказывают - значит не особо верят, что сближение что-то даст.
Пролетающей `мимо кассы` высшей школе выбор остается небогатый. Либо влачить нынешнее существование за счет доставшегося с советских времен ресурса в виде недвижимости прежде всего да надеяться на рост нефтяных цен. Тогда по-любому в рамках какого-нибудь нацпроекта денег подкинут и жить станет лучше. Либо всерьез начинать учиться жить по-новому.
Не имитируя вхождение в рынок и не стараясь выручить деньги за то, что по закону должно быть бесплатно, а находя и осваивая реальные коммерческие механизмы. Тогда и государственные инвестиции дадут качественно иной эффект.
Беда в том, что учиться нашей высшей школе особо не у кого. Попытки найти годные на отечественной почве лекала за рубежом неизбежно неудачны. Скорее наоборот: заграница успешно востребует то лучшее, что остается в российских вузах. Крупный контракт петербургского `Военмеха` с норвежскими предпринимателями, о котором мы рассказываем в этом номере, - лишнее тому доказательство.
В остальном же все сводится к жонглированию иноязычными терминами вроде навязших в зубах `бакалавров`, `магистров` да перекраиванию старых песен, точнее курсов, на новый лад. Проку от этого, как уже показала жизнь, не слишком много.
В общем, `Врачу, исцелися сам`.
|