Развитие ряда морских терминалов на Балтике в последнее время идет неравномерно. В целом Большой порт Санкт-Петербург продолжает наращивать обороты, а вот отдельные стивидорные компании - тормозят.
В частности, уже второй год снижаются объемы грузоперевалок в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`. В I половине 2005 года, по сравнению с соответствующим периодом 2004-го, они уменьшились на 3,8%, а за 6 месяцев 2006-го к аналогичному периоду 2005-го - на 14%.
В этом можно видеть последствия забастовок докеров, которые были недовольны тем, что новое руководство захотело ухудшить условия оплаты труда, записанные в колдоговоре. Однако столь существенное падение объемов грузообработки должно иметь и другие причины.
Руководство группы компаний объясняет это ухудшением экспортной конъюнктуры угля, минудобрений, металлолома и повышением железнодорожных тарифов в направлении российских портов с января 2006 года.
Больше всего потери стивидоров - от перевалки низкофрахтовых грузов, которые переключили на другие терминалы. В принципе эксперты уже несколько лет назад предупреждали о том, что стивидорам Петербурга настала пора заняться диверсификацией грузопотоков, а созданные благоприятные макроэкономические условия - использовать для внедрения современных технологий. В противном случае в перспективе будет сложно конкурировать с другими компаниями, где заранее позаботились о перевооружении.
В ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` принята долгосрочная программа обновления оборудования. В ее рамках недавно, например, приобретено шесть новых погрузчиков. В 2006 году на развитие запланировано выделить 1,43 млрд руб. Однако в целом модернизация идет медленно.
Грузоперевалка ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`
в I половине 2006 года и доля группы компаний в грузообороте всех стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербург
6 мес. 2006 г. % к 6 мес. 2005 г.
Всего грузов 5,4 млн тонн -14,0%
В том числе:
металлы 2,5 млн тонн +13,0%
навалочные грузы 1,4 млн тонн -47,0%
Доля группы 22% -1,4%
|