Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Заполярный Транссиб возвращается? - ЭиВ N 31 (617)
ТРАНСПОРТ
Заполярный Транссиб возвращается?
No. 31 (617) 21.08.2006
Алексей ЧИЧКИН
Фирменному скорому поезду `Полярная стрела` сообщением Москва-Сыктывкар-Воркута-Ухта-Чум-Лабытнанги было присуждено 3-е место по итогам прошлогоднего конкурса фирменных пассажирских поездов РЖД. Работает этот маршрут с мая 2004 года один раз в 5 дней. Время следования в пути - около 45 часов.

Но 60 лет тому назад от Лабытнанги через соседний Салехард уже планировались железная дорога до Ямала, Норильска, Якутска, Магадана, Чукотки и паром на Аляску! Похоже, к проекту Заполярного Транссиба вновь прикован интерес и чиновников, и бизнеса.

Летом 2005 года эту магистраль исследовали ученые Московского государственного университета путей сообщения. По словам руководителя экспедиции профессора Валентины Тарасовой, грандиозная идея вновь востребована жизнью и, возможно, будет реализована. Тому способствуют не только экономические, но и геополитические причины. Российская Арктика должна наконец получить общерегиональную стальную магистраль, соединенную с Транссибом и другими железными дорогами в соседних регионах страны.

А летом 2006 года, через 53 года после запрета строительства упомянутой артерии с ответвлениями к Транссибу, портам Иртыша и Енисея, о целесообразности такого проекта вспомнили на заседании правительства Красноярского края.

Еще раньше - в декабре 2005 года - губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов сказал так: `Для обеспечения оптимальной транспортной сети в районах добычи сырья и освоения новых месторождений, во-первых, должно быть завершено строительство местной железнодорожной линии Обская-Бованенково с продлением ее до близлежащего арктического порта Харасавэй. А во-вторых, целесообразно достроить железнодорожные линии Салехард-Надым и Салехард-Коротчаево-Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск`.

В ОАО `РЖД` поддерживают проект строительства железнодорожной линии до Норильска. Это - один из крупных долгосрочных инвестиционных проектов. Включение Норильска в эту артерию позволило бы решить многие проблемы доставки продукции комбината в другие регионы России и на экспорт.

По данным РЖД, таким проектом в последнее время интересуются некоторые скандинавские фирмы. Их привлекают не только лесозаготовки и крупные месторождения цветных металлов, нефти, газа, бокситов и марганца в районе Салехард - порт Дудинка - Норильск, но и кратчайшие маршруты в дальневосточные страны. Среди потенциальных инвесторов, по имеющейся информации, и Норильский горно-металлургический комбинат.

Как считают специалисты, железнодорожная доступность Салехарда, крупного порта в Арктике и на Оби, для европейского региона РФ по железной дороге Салехард-Лабытнанги-Чум-Ухта-Воркута-Сыктывкар-Москва позволит с помощью Заполярного Транссиба (то есть по кратчайшему маршруту) соединить европейскую Россию с азиатской, в том числе со всей прибрежной трассой Северного морского пути (Европа - Северная Америка). Так что экономико-политические преимущества проекта очевидны.

Но пока работают только 36-километровый участок Лабытнанги-Салехард, построенный в 1948 году, и линия Норильск-Дудинка.

По архивным данным, предварительное решение о сооружении Заполярного Транссиба было принято Совнаркомом СССР в декабре 1945 года. Сибирью же решили не ограничиваться: магистраль, как предложил генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, было рекомендовано продлить до Якутска и даже до Уэлена (порт на Чукотке напротив Аляски), а с помощью паромного комплекса через Берингов пролив выйти в Северную Америку.

В конце марта 1953-го уже после смерти

И. В. Сталина Совмин СССР постановил законсервировать строительство магистрали до особого распоряжения. Его так и не последовало. А упомянутый проект был направлен в архивы в мае 1953 года.

Тем временем уже давно построена и действует Трансканадская железнодорожная магистраль протяженностью 480 км, которую вскоре продлят до побережья Берингова пролива - к порту Ном на Аляске. Аналогичные дороги работают с 1930-1950-х годов в Скандинавии: например, крупнейшие в мире месторождения железа, свинца и меди в шведском Заполярье соединены железнодорожными магистралями не только с основной частью Швеции, но также с Норвегией и Финляндией.

Приантарктические аргентино-чилийские железные дороги (между Атлантикой и Тихим океаном) работают с середины 1960-х годов. Так что прецеденты были, есть и будут.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru