При выходе компании на рынок публичного займа цена заимствования зависит от многих параметров: прозрачности бизенса, публичности, репутации, кредитной истории компании, а также от объема займа. Сложнее всего сделать такой шаг небольшим компаниям. Мало того что объем заимствования должен быть приблизительно равным сумме чистых активов, затраты на процедуру, связанную с выпуском и размещением облигационного займа, увеличиваются с уменьшением суммы займа.
Иными словами, чем меньше компания, тем более дорогое удовольствие - использовать для развития такой инструмент, как выпуск облигаций.
Но и это еще не все трудности, подстерегающие небольшие фирмы. Крупные банки и управляющие компании не очень охотно участвуют в реализации финансовых программ развития небольших организаций в качестве организаторов выпуска. Это связано с тем, что при одном и том же объеме работ сумма вознаграждения для организаторов выпуска крупных займов (более 1 млрд руб.) значительно отличается для небольших займов, ведь расчет идет в процентах от размещения. Вот и не хотят солидные учреждения работать с мелочевкой.
Хорошо, что на рынке есть и другие компании, решающие данные задачи. Но вопрос опять упирается в цену. Вознаграждение уполномоченного агента эмитента по организации и размещению тем выше, чем менее раскрученной является и компания-организатор.
Получается замкнутый круг: чем меньше компания, тем сложнее и дороже для нее будут займы на внешнем рынке.
Вступление в силу ФЗ N 214 ограничило применение имеющихся в наличии до апреля 2004 года привычных финансовых инструментов, таких как кредитование и средства дольщиков. Банки, испугавшись солидарной ответственности, практически перестали кредитовать строительные организации. Штрафные санкции и требования нового закона к застройщику и контролирующим организациям не позволили строительным компаниям привлекать средства дольщиков по старой схеме (договорам долевого строительства).
Собственные оборотные средства строительных компаний, как правило, вложены в начинающиеся проекты, на оплату проектирования, согласования и в земельные участки для новых объектов.
Национальная программа правительства `Доступное жилье`, представленная общественности практически одновременно со вступлением в силу ФЗ N 214, окончательно заморозила строительный рынок. Рынок жилищного строительства Петербурга стоял более года. И взорвался ажиотажным спросом и новым ценовым витком.
Но период стагнации научил многому строителей, в том числе и новым приемам взаимодействия с финансовыми институтами. Хоть непривычно и сложно было постигать непростые для консервативного строительного бизнеса приемы привлечения денег в строительство, но стали понятными и реализуемыми проекты создания закрытых паевых фондов недвижимости, вексельные схемы и выпуски облигационных займов.
Одновременно проявилась потребность в диверсификации деятельности строительных компаний и создании схем взаимодействия как внутри строительного сообщества, так и с другими бизнес-структурами.
|