Одной из главных причин резкого скачка цен на недвижимость называют значительное повышение стоимости стройматериалов, прежде всего - бетона, кирпича и металла.
При этом в последние годы в Петербурге концентрируется ряд крупных компаний - производителей стройматериалов, поставляющих свою продукцию как местным клиентам, так и в другие регионы страны. Тем не менее даже с учетом планируемого увеличения мощностей и усилением конкуренции рост цен пока продолжается.
ЛСР планирует рывок
На петербургском рынке кирпича, емкость которого оценивается в 450-500 млн штук, господствуют 3 местные компании - `Победа-Кнауф`, НПО `Керамика` и `Ленстройкерамика`, входящие в `Группу `Ленстройреконструкция` (ЛСР). На долю первой, по данным аналитиков, приходится свыше 30% продаваемого в регионе кирпича, две другие в сумме поставляют более 50%.
Менее 20% - доля мелких производителей, которых условно можно разделить на две категории. Первые - в основном поставщики дешевого кирпича из других регионов России, другие, прежде всего финские компании, в основном обеспечивают высококачественным материалом строительство элитных объектов.
В ближайшее время ЛСР намерена построить новое кирпичное производство, которое позволит группе занять до 75% регионального рынка, потеснив как основного, так и мелких конкурентов.
В то же время эксперты отмечают, что тенденции спроса на кирпич меняются: интерес строителей к классическому строительному материалу красного цвета уменьшается, а к облицовочному - растет. Объясняется это, прежде всего, внедрением новых материалов и технологий, таких как использование поризованных керамических блоков и монолитных конструкций.
Одновременно производители бетона наращивают объемы производства, стараясь успеть за запросами рынка, объем которого, по различным оценкам, в последние годы подрастает на 10-12%.
Бетонный бум
Конкуренция среди производителей бетона гораздо острее, чем среди кирпичных производств. На сегодня абсолютным региональным лидером в производстве бетона является `Группа `ЛСР`, входящее в нее ОАО `Объединение 45` недавно запустило уже седьмой по счету бетоносмесительный узел (БСУ) и приступило к строительству восьмого.
На сегодня `Объединение 45` контролирует 35% городского рынка бетона, но планирует довести свою долю до 45%, при том что и другие крупнейшие игроки строительного рынка Петербурга стараются обзавестись собственными мощностями по производству бетона в непосредственной близости от будущих жилмассивов.
Помешать этим планам может амбициозная программа развития еще одного крупного игрока - холдинговой компании `СЗНК`, которая лидирует среди производителей бетона в юго-западной части города. В ближайшее время руководство компании поставило задачу построить собственные линии в северной и восточной частях Петербурга.
БСУ размещают в районах наиболее интенсивной застройки, прежде всего - в южной, северной и восточных частях города, что позволяет экономить на транспортных расходах. Расчеты показывают: максимальное расстояние, на котором транспортировка оправданна, составляет 30 километров.
По мнению экспертов, из-за жесткой конкуренции рентабельность производства бетона падает. В ближайшем будущем на рынке должны произойти достаточно серьезные перемены: наименее сильные игроки будут вынуждены уйти, уступив свои позиции лидерам. Дополнительные проблемы создает нехватка сырья, в частности цемента.
Как заявил на Петербургском Международном экономическом форуме председатель совета директоров компании `Евроцемент` Филарет Гальчев, российской цементной промышленности для выполнения нацпроекта `Доступное жилье` необходимы инвестиции в размере $5 млрд.
|