Череповец продолжает `радовать` вологодских антимонопольщиков. Не успел погаснуть скандал вокруг `Фармации`, которую уполномочил мэр (подробности в номере `ЭВ` от 7 августа), как возник новый.
В городе на Шексне состоялся очередной конкурс на покупку товара для местных нужд. Торги шли на предмет поставки аппарата ультразвуковой диагностики городской детской больнице. Соперничали 2 компании - ЗАО `Мак Бразерс` из Петербурга и череповецкое ЗАО `Торговый дом `ТАТ`.
Кусочек, конечно, лакомый: бюджет города отстегивал на эту покупку 5 млн руб., было за что драться. Это понимали и оба соискателя, и организовавшая конкурс мэрия. Соперничество развернулось вокруг аппарата, выпускаемого известной фирмой `Дженерал электрик`. Конкурсная заявка `Торгового дом `ТАТ` предполагала продажу этого прибора за 4 млн 750 тыс. руб. Его конкурент из Петербурга предлагал аппарат за
3 млн 100 тыс. руб.
Тут-то бомба и разорвалась. Как вы думаете: кого предпочли чиновники череповецкой мэрии? Участника конкурса, который предлагал товар по гораздо более низкой цене? Ошибаетесь, предпочтение было отдано `Торговому дому `ТАТ`. Победили наши, ура! Но победа победой, а вопросы есть. Хорошо бы шла речь о разных аппаратах, притом далеко не одинакового качества. Тут череповецких чиновников еще как-то можно было понять. Но конкурирующие фирмы предлагали один и тот же прибор. Причем одна из них была готова поставить его дешевле аж на 1 млн 650 тыс. руб., которые можно было бы потратить, скажем, на приобретение медикаментов все для той же детской больницы или на другие социальные нужды.
Должно же было это спорное решение быть хоть как-то обосновано? Конечно. Но это было очень странное и сомнительное обоснование.
Череповецкие чиновники потребовали, чтобы технические характеристики аппарата были заверены печатью фирмы или эксклюзивного дистрибьютора. А в добавление к штампу - еще и гарантийное письмо производителя.
Во-первых, такая печать Законом РФ о поставках для государственных нужд не предусмотрена вообще. Достаточно технического паспорта и сертификата. Это мировая практика. И не надо изобретать велосипед. Но чтобы победил свой, его в очередной раз придумали. `Торговый дом `ТАТ` ухитрился сомнительную бумажку каким-то образом заполучить и представить конкурсной комиссии, что, собственно, и предопределило победу. А это уже во-вторых.
Оскорбленная петербургская фирма сразу же обжаловала решение власти в комиссию по контролю за размещением муниципального заказа мэрии Череповца и в антимонопольный орган, специалисты которого еще раз с грустью убедились в том, что вологодские традиции - кумовство, местничество и протекционизм - воистину неискоренимы. Это такая же особенность региона, как знаменитое масло или кружево. Представители федеральной службы дали этому явлению еще более точное определение - `нашизм`, который пока доминирует при выполнении вступившего в силу в январе 2006-го Закона РФ о закупках для государственных и муниципальных нужд.
Россия по Конституции - это единое экономическое пространство, и право на участие в конкурсе и, разумеется, на победу имеет каждая фирма.
Правда, пропихнуть череповецкий контракт тихой сапой все-таки не удалось. Скандал получил огласку. И мэрия города металлургов итоги конкурса отменила. Теперь его надо проводить снова.
Между тем в контрольные органы Вологодской области с удивительной периодичностью поступают жалобы от предпринимателей, в основном из глубинных районов, на неправомерные действия начальства, особенно муниципального.
Некоторое время назад в антимонопольную службу обратился водитель из Великого Устюга, которому местные власти не разрешили открыть в городе свой маршрут для пассажирских перевозок. Как выяснилось, главная причина состояла в том, что это был пришлый человек, и он мог составить конкуренцию доморощенным шоферам.
...Кто страдает от `нашизма`? Потребитель. Кто выигрывает? Только не власть. Она лишь теряет. Ведь `нашизм` прежде всего бьет по ее авторитету.
|